Хотя Германия сигнализировала об изменении подхода к своим вооруженным силам, остается преодолеть ряд проблем, прежде чем бундесвер достигнет достаточного уровня боеспособности.
“Как самая густонаселенная нация с наибольшей экономической мощью и страна в центре континента, наша армия должна стать краеугольным камнем обычной обороны в Европе, наиболее оснащенными вооруженными силами в Европе ”. Этими словами Федеральный канцлер описал политические и стратегические требования к Бундесверу в своей речи на конференции Бундесвера 16 сентября 2022 года с ясностью, которой не было за последние 30 лет политики безопасности Германии. Она закреплена в Стратегии национальной безопасности от июня 2023 года, представленной как ‘основа обычной обороны’ в Руководящих принципах оборонной политики от ноября 2023 года и, таким образом, является основой для будущей ориентации Бундесвера на выполнение его основной миссии по защите нации и ее союзников.
Обеспечение надежной обычной обороны является важнейшей военно-стратегической и оперативной задачей. Для этого бундесвер должен быть способен проводить крупные обычные операции в контексте НАТО. С этой целью они должны снова иметь возможность развертывать крупные группировки войск и быть готовыми к действиям одновременно, больше не полагаясь только на небольшие воинские контингенты, собранные для выполнения конкретной задачи, требующей много времени, и для международного урегулирования кризисов. Однако нынешняя структура бундесвера, оптимизированная для операций в рамках этой структуры, характеризуется централизацией - особенно оперативной и командной поддержки - и распределением обязанностей. Это не позволяет бундесверу в целом реагировать достаточно быстро.
<
Сравнение населения, ВВП и личного состава вооруженных сил Германии с основными европейскими союзниками по НАТО. Источники цифр: Всемирный банк, Statista.
Предоставлено: MRV
В будущем бундесвер должен иметь в своей структуре значительные оперативные и стратегические резервы, которых в настоящее время не существует. Только таким образом можно надежно укрепить союзников в рамках коллективной обороны. Подразделения сухопутных войск в настоящее время способны действовать только при поддержке других вооруженных сил и требуют более органичной боевой и оперативной поддержки, когда действуют как крупные формирования. Во время Берлинской конференции по безопасности в ноябре 2023 года армейский инспектор назвал формирование крупных соединений на основе нынешней базовой структуры “кошмаром для каждого командира войск”. Ни Германия, ни какой-либо другой европейский член НАТО в настоящее время не располагают необходимыми силами поддержки корпусного уровня. Из двенадцати полевых армейских дивизий бундесвера остались только три, хотя до 1990 года они считались необходимыми для надежного обычного сдерживания и обороны. Более того, планируется, что одна из этих трех оставшихся армейских дивизий не будет готова к обороне и развертыванию до 2025 года, а другая - до 2027 года, что показывает, насколько непригодны нынешние базовые структуры и процедуры бундесвера для его новой основной миссии.
С точки зрения численности, структуры, оснащения и возможностей Бундесвер будущего должен четко выделяться на фоне европейских союзников Германии, чтобы надежно соответствовать требованиям обычной обороны. Профиль возможностей бундесвера должен иметь широкую основу; чрезмерная специализация в выполнении определенных задач и громоздкие организационные структуры несовместимы с ролью вооруженных сил как основы обычной обороны Европы.
Многонациональная структура
НАТО - это многонациональная структура коллективной обороны в Европе. В Стратегической концепции от июня 2022 года Германия переориентировалась на эту основную задачу и решила повысить возможность развертывания частей структуры вооруженных сил НАТО к 2025 году с помощью Новой модели вооруженных сил (NFM) и новых региональных планов обороны. На основе этих изменений НАТО определяет свои новые минимальные общие требования к военному потенциалу, силам и ресурсам в рамках своего четырехгодичного процесса планирования вооруженных сил. Общие требования, вероятно, будут в большей степени направлены на коллективную оборону, чем на прежнее сосредоточение внимания на международном кризисном управлении. Новые цели планирования будут сформулированы для каждой отдельной страны НАТО к весне 2025 года. В них будут указаны масштабы, качество и доступность национальных вооруженных сил и описан конкретный национальный вклад в коллективную оборону НАТО.
С 2023 года выполнение целей планирования НАТО впервые закреплено в Стратегии национальной безопасности и Руководящих принципах оборонной политики в качестве национального политического требования к бундесверу. Это должно последовательно применяться в Стратегии национальной безопасности и реализовываться, наряду с дополнительными требованиями НАТО, для создания бундесвера, способного обеспечить надежную обычную оборону. Этого не удалось достичь с помощью предыдущей концепции бундесвера от 2018 года, хотя в то время она уже включала требования НАТО в качестве "важной цели" для профиля возможностей бундесвера. Однако ее реализация зависела от имеющихся ресурсов и национальных решений. Таким образом, международные кризисные операции де-факто продолжали определять профиль возможностей бундесвера, а не национальную и коллективную оборону.
Ресурсы
Стратегия национальной безопасности Германии и Руководящие принципы оборонной политики закрепляют цель НАТО по расходованию 2% валового внутреннего продукта (ВВП) на оборону. Это согласуется с требованием НАТО ежегодно инвестировать 20% оборонного бюджета в закупки, а также исследования и разработки. Эти руководящие принципы НАТО не являются нереалистичными или произвольными политическими руководящими принципами, скорее, они основаны на многолетнем практическом опыте НАТО в области оборонного планирования, определяя минимальные финансовые затраты на создание готовых к эксплуатации, современных и ориентированных на будущее вооруженных сил.
Тем не менее, Германия намеренно отклонялась от этих решений НАТО на протяжении десятилетий после окончания холодной войны. Результатом этого преднамеренного недофинансирования обороны стал слишком маленький бундесвер, не готовый к обороне и не способный к войне, со значительным отставанием в инвестициях.
Целевой показатель НАТО в 2% достигается только за счет текущего специального фонда Бундесвера и только на ограниченный период до 2027 года, что означает, что возможен лишь очень ограниченный ремонт прошлого. Победа в будущем будет возможна только в том случае, если из года в год выделять 2% на оборону, даже после 2027 года. Во время холодной войны Германия продемонстрировала, что это возможно без ущерба для ее собственного процветания и как успешного государства всеобщего благосостояния. Ввиду угрозы Федеративной Республике расходы на оборону неизменно превышали 2% ВВП.
Сравнение с некоторыми европейскими государствами-членами НАТО показывает значительные различия в численности населения и экономической мощи. Обязательство Германии защищать безусловно большую часть населения Европы в настоящее время не отражается на численности ее вооруженных сил. Германия обладает экономическим потенциалом, чтобы изменить это и предоставить необходимые финансовые ресурсы. Вооруженным силам, способным к надежному обычному сдерживанию и обороне, просто нет замены.
Автор: На своем последнем посту бригадный генерал в отставке Мартин Концц был директором по потенциалу, вооружению и планированию Европейской обороны в Брюсселе.