"Сандерленд" - культовый британский самолет времен Второй мировой войны и единственный тип самолета берегового командования королевских ВВС, несший службу на передовой во время конфликта. Его главная цель - немецкие подводные лодки - были смертельно опасным противником для военных кораблей союзников и других океанских судов, но оказалась уязвимой для обнаружения и воздушных атак с оснащенного радарами "Сандерленда".
26 июля 1943 года, подводная лодка типа VIIC проводила свой десятый боевой поход под командованием Kapitän leutnant Хаклендером - он был у U-454 первым и единственным командиром. Во время предыдущего развертывания подводная лодка провела в море в общей сложности 283 дня. Чтобы избежать столкновения с вражескими самолетами, Хаклендер направился на юг через Бискайский залив, почти оказавшись в поле зрения испанского побережья, прежде чем повернуть на северо-восток к востоку от португальско-испанской границы. Он ушел под воду в ночь на 31 июля, а всплыл в 08:30 1 августа. Почти сразу же патрульный самолет вынудил его погрузиться, а когда он всплыл в 11.00, повторилось то же самое.
К 14.00, после почти 18 часов нахождения под водой, U-454 отчаянно нуждалась в подзарядке батарей и обновлении воздуха. В 14:40 "Хаклендер" всплыл на поверхность, и подводная лодка почти сразу была замечена "Сандерлендом" под командованием лейтенанта К. Г. "Боба" Фрая. Как и Хаклендер, Фрай был опытным ветераном - это был его 28-й полет в качестве командира "Сандерленда". Двадцатью минутами ранее он пролетел мимо пяти военных кораблей 2-й группы поддержки капитана Ф. Дж. ‘Джонни’ Уокера, также охотившихся за подводными лодками в западной части Бискайского залива. Заметив подводную лодку, Фрай выпустил две сигнальные ракеты, чтобы предупредить Уокера о своей находке, и развернулся, чтобы атаковать судно.
Когда наблюдатели заметили "Сандерленд" в двух милях от левого борта U-454, Хаклендер решил сражаться на поверхности. У него не было особого выбора в этом вопросе, впоследствии он написал: ‘Ситуация стала серьезной, батареи разрядились, а воздух был загрязнен’. Фрай, конечно, не знал об этом. То, что он увидел, было всплывающей подводной лодкой. Несмотря на то, что она была слишком близко для эффективной атаки, он все равно попытался. Из-за плохого позиционирования и чрезмерной высоты Фрай не смог сбросить глубинные бомбы, когда проходил над носом U-454. Подводная лодка имела два 20-мм орудия и одно 20-мм орудие на отдельных ‘эстрадных’ креплениях в кормовой части боевой рубки, которые носовой стрелок Фрая пытался подавить огнем из своих двух 0,303-дюймовых орудий. Его выстрелы прошли мимо цели, как и у орудийных батарей на борту U-454.
Ничуть не смутившись, Фрай развернулся для второго захода, направляясь к U-454 на минимальной высоте. Наводчик сдвоенной 20-мм установки на верхней эстраде наконец-то поразил оба двигателя правого борта "Сандерленда". Разбитый внутренний двигатель правого борта отлетел, когда на "Сандерленд" обрушились новые попадания, но Фрай каким-то образом удержал самолет под контролем и сбросил шесть глубинных бомб, пролетая над U-454. Это было идеальное противостояние. Три попадания пришлись близко по обоим бортам судна, в то время как остальные три взорвались на самом корпусе. U-454 развалилась надвое и затонула за 30 секунд. Тридцать два члена экипажа пошли ко дну вместе с ней, хотя Хаклендер и 13 человек, все из палубной вахты, остались на поверхности. Они были спасены шлюпом 2-й группы поддержки HMS Kite.
Из-за отказа двух двигателей на одном крыле сильно поврежденный "Сандерленд" никогда бы не добрался бы домой. Фрай развернул его навстречу приближающимся шлюпам и попытался приземлиться в неспокойном море. Летающая лодка заглохла и упала в воду, оторвав правое крыло.
HMS Wren, оказавшийся поблизости, смог спасти шестерых выживших - штурмана, второго инженера и четырех артиллеристов, всех в кормовой части "Сандерленда". Еще шесть человек, включая Фрая, погибли .