Битва за Мосул. Часть III Ход операции по освобождению города

Jan 08, 2023 16:24

На этапе сближения происходил одновременный подход самостоятельных боевых подразделений ВС Ирака и пешмерга к окраинам Мосула по пяти направлениям (с юга, востока и северо-востока). В рамках первого этапа наступательной операции в окрестностях Мосула удалось занять около 90 городов и деревень. Параллельно с подходом сухопутных сил к городу выявленные разведкой объекты управления и логистики ИГ (далее ИГ - организация, запрещенная в РФ) в самом Мосуле уничтожались авиационными и артиллерийскими ударами.



Фаза 1. Сближение с противником
Одновременное ведение операции на нескольких направлениях и в глубине обороны противника препятствовало пространственному сосредоточению сил ИГ. Слабые боевые возможности действовавших в пригородах ячеек ИГ, а также благоприятная для бронетехники открытая местность к востоку от Мосула способствовали высокой скорости наступления. Восточные окраины города удалось освободить до конца октября 2016 года.

На этом этапе ИГ продолжало упорные бои вдоль основных дорог. В городах и деревнях, а также на участках местности, ограничивающих движение, бои велись с обустроенных позиций и подготовленных засад. Кроме того, применялись смертники на автомобилях, примерно до десяти атак в день.

Благодаря активизации террористических акций в тыловых районах центрального Ирака (в том числе в Багдаде) и иракского Курдистана (включая Киркук и Эрбиль), исламистам удавалось сдерживать ВС Ирака и пешмерга и замедлять их продвижение в районе Мосула. После обнаружения основного направления наступления иракской армии ИГ провело дополнительные оборонительные приготовления в городских районах, осуществило подвоз оружия и боеприпасов из Сирии и препятствовало выходу гражданского населения из зоны боевых действий.

Фаза 2. Прорыв и овладение восточными районами Мосула
ВС Ирака начали прорываться в городские районы и овладевать восточными кварталами Мосула 1 ноября 2016 года. Операция развивалась по четырем направлениям наступления, идущим с востока на запад. В следующие три месяца по этим направлениям проводились пехотные бои «от дома к дому» до берега Тигра. Глубина продвижения составила от 8 до 9 км. В декабре 2016 года с целью воспрепятствовать восполнению боевых потерь ИГ из западных районов в восточный Мосул воздушный удар разрушил последние мосты через Тигр, изолировав, тем самым, оставшиеся ячейки ИГ в восточной части города.


Фаза 2 Освобождение восточного Мосула

Освобождение восточного Мосула
Вскрытые разведкой в восточном Мосуле, в районе университета основная база снабжения ИГ, а также многочисленные заводы по изготовлению бомб и БПЛА также были разрушены с воздуха. Глубокие последствия этих мер в конце декабря 2016 года позволили сломить сопротивления боевиков в восточном оборонительном районе Мосула и к середине января 2017 года выйти к Тигру. Несмотря на потерю восточной части Мосула, ИГ город не сдало, но приступило к частичному выводу сил через все еще подконтрольный наземный маршрут с Сирией.

Как отмечают эксперты, на этом этапе на острие наступления ВС Ирака использовались подразделения полиции (CTS и ERD), единственно пригодные для ведения наступательных действий в городе. Подготовка пехотных и механизированных частей армии Ирака для ведения операции против противника, ведущего мобильную оборону в городской среде, оказалась недостаточной. Высокие потери быстро привели к необходимости вывода этих частей с передовой и использованию в глубине боевых порядков.

Быстрый разгром оборонительной группировки и принуждение ИГ к выводу сил в направлении западного Мосула не удались. Ввиду ограниченных наступательных возможностей и боевой устойчивости боевиков продвижение в направлении важных объектов в глубине обороны противника оказалось невозможным.



Бронированные «Хамви» армии Ирака на улицах Мосула

Бронированные «Хамви», использовавшиеся CTS и ERD в качестве основной системы оружия, показали недостаточную защищенность, подвижность и огневую мощь для подобной интенсивности боёв. Результатом этого стало длительное по времени продвижение с высокими потерями и разрозненные пехотные бои от дома к дому и от одного жилого квартала к другому. Потери CTS и ERD достигали 40 процентов. Во избежание более высоких потерь и компенсации ударной силы подразделений полиции CJTF увеличила интенсивность авиационной и артиллерийской поддержки. Только благодаря этому, удавалось сохранять наступательный натиск и препятствовать прекращению операции.

Интенсивная боевая поддержка неизбежно приводила к огромному побочному ущербу - резко возросли разрушения инфраструктуры и количество жертв среди гражданского населения. Непропорциональное использование боевой поддержки вызвало общественную критику центрального правительства Ирака и CJTF. Волна критики активно использовалась пропагандой ИГ.

Фаза 3. Освобождение западного Мосула
В конце января 2017 года, после освобождения восточной части Мосула, провели трехнедельную перегруппировку и подготовку к освобождению западных районов города. В середине февраля 2017 года, начавшись с переправы через Тигр к югу от Мосула, операция продолжилась с юга на север, на двух генеральных направлениях наступления.

На направлении наступления к западу от Тигра войска антиигиловкой коалиции заняли аэропорт и военную базу на южной окраине Мосула. Одновременно, на втором направлении, за пределами города с юга на север, наступали 9 танковая дивизия во взаимодействие с местными ополченцами. Они имели задачу овладеть всеми входами в город с запада и северо-запада.



Освобождение западного Мосула

В марте 2017 года коалиции удалось полностью изолировать город и окружить оставшиеся отряды ИГ. Следующие недели до июня 2017 года последовательно освобождались административный квартал (к северу от аэропорта), а затем, одновременным охватом в клещи с юга и севера, оставшиеся кварталы западного Мосула. Плотно застроенная территория Старого города временно оставалась не тронутой.

Приемы ведения боевых действий боевиками ИГ в западном Мосуле оставались прежними. Вместе с тем, благодаря более высокой плотности застройки, которая способствовала устойчивости обороняющихся, а также из-за отсутствия путей к отступлению, интенсивность сопротивления возросла. Только дальнейшее наращивание авиационной и артиллерийской поддержки, сопровождавшееся огромным побочным ущербом, обеспечило успех операции.

Фаза 4. Овладение Старым городом
Последний этап операции по овладению историческим Старым городом (около 2 х 2 км) начался в середине июня 2017 года. Высокая плотность застройки, узкие улицы и переулки, а также оставшиеся в позиционной обороне от 300 до 400 боевиков ИГ вынудили наступающих перейти к пешему ведению боевых действий без использования боевой техники. Дома, которые были оборудованы под опорные пункты, могли быть заняты только с применением интенсивной воздушной и артиллерийской поддержки.



Штурм старого города

9 июля 2017 года на руинах города объявили о полном освобождении Мосула. В большей степени пострадал западный Мосул. При этом, район Старого города оказался разрушен почти полностью.

Военная победа, в конечном итоге, далась дорого. Погибли около 6 тыс. боевиков ИГ, одной тысячи бойцов коалиции, а также 7 тыс. мирных жителей. Дополнительно, еще 6 тыс. солдат коалиции и 20 тыс. гражданских лиц получили ранения. Порядка 800 тыс. мирных жителей вынужденно покинули город. Более 10 тыс. домов и объектов инфраструктуры были разрушены или серьезно повреждены (данные, как отмечают аналитики, приведены на основе грубых оценок и широко варьируются в зависимости от источника).
В ходе освобождения Мосула в качестве основного элемента ведения боевых действий использовалась смешанная усиленная батальонная боевая группа. Боевой порядок сил коалиции в наступлении, как правило, строился в два эшелона. В первом действовали подготовленные для боя в городе подразделения CTS и ERD. Они добивались локального прорыва и дробили существующую оборонительную группировку ИГ. В состав второго эшелона входили недостаточно подготовленные для боя в городе части полиции и сухопутных войск армии Ирака. Их основной задачей было уничтожение рассеянных отрядов противника, закрепление и контроль занятого (теперь уже тылового) района.



Военнослужащие CJTF в Мосуле. Февраль 2017 г.
Бой против традиционного противника требовал бы от первого эшелона наличия пригодных для действий средств, защищенного транспорта и навыков самостоятельных штурмовых действий с использованием вверенного вооружения. Тем не менее, отряды CTS / ERD с их основной транспортной платформой «Хамви» не имели достаточной мобильности, защищенности и огневой мощи, которую могли обеспечить только подразделения на классической бронетехнике.

Боевые возможности противника, сложность его системы обороны и динамика использования пространства требовали для проведения наступления в Мосуле следующих особых боевых возможностей:

разведывательных систем на базе БПЛА для формирования актуальной картины обстановки на уровне роты и батальона;
использования танков и БМП для непосредственной огневой поддержки, а также мощных ударных элементов для проведения глубоких рейдов с целью овладения важными объектами инфраструктуры и / или разгрома вражеских группировок;
групп снайперов как элемента непосредственной огневой поддержки и уничтожения снайперов противника;
групп наблюдения и управления огнем (по запросу) на уровне роты;
подразделений саперов как для преодоления препятствий и создания альтернативных маршрутов движения для механизированных и пехотных частей, так и для непосредственного оборудования прилегающей местности после овладения территориями и объектами инфраструктуры;
защищенных элементов управления, мобильной логистики и медико-санитарного обеспечения;
средств защиты от БПЛА для предотвращения летальных действий противника и ведения им разведки в тылу наступающих.


Артиллерийская поддержка в битве за Мосул
Австрийские специалисты обращают особое внимание на то, что помимо выделения сил и средств, требуется их совместная подготовка к бою в городской среде. Тактические приемы взаимодействия должны быть скоординированы и отработаны на техническом и тактическом уровнях (согласно российской военной науке, подобные меры объединены понятием «боевое слаживание»).

Кроме того, в сложных, постоянно меняющихся городских условиях особенно важна самостоятельность командиров при выполнении поставленных задач (тактика выполнения самой задачи). Небольшие подразделения должны иметь навык длительного самостоятельного ведения бой с использованием для атаки свободных флангов. При этом, их командирам следует предоставлять возможно большую свободу действий. Такой подход позволяет лучше адаптироваться к быстро меняющимся локальным условиям и осознано использовать имеющиеся и открывающиеся возможности.

Наряду со способностью умелого ведения боевых действий имеющимся вооружением на уровне малых подразделений, аналитики также отмечают другие особенности, характерные для подобных операций:

Изоляция района. Перед атакой (наступлением) на городской район его следует изолировать (это относится как ко всему городу в больших масштабах, так и к городскому району, его окрестностям и т. д. в более мелких масштабах). Исходя из принципа «разделяй и бей», в первую очередь требуется воспрепятствовать подходу подкреплений противника в район атаки, а затем нанести удар по изолированному противнику.

Использование брешей в оборонительной группировке. Прежде всего, противник старается захватить крупные города и города-миллионники. При этом, он редко имеет достаточно сил для перекрытия всего пространства. Поэтому в первую очередь с помощью БПЛА следует разведать проходы и слабые позиции и использовать их для проведения наступления (атаки) во фланг и тыл обороняющихся.



На улицах Мосула
Маневрирование с подготовленных позиций. Проведение глубокого наступления (атаки) в тыл противника на важном участке местности и объекте инфраструктуры вынуждает его к отводу своих сил и отказу от преимуществ местности. Условия для этого создают боеспособные и устойчивые подразделения.

Подготовка городской среды. Сложность городского пространства требует детальной и трудоемкой подготовки местности, инфраструктуры, мест расположения гражданских лиц и противоборствующих сторон. В любом случае, планируемые мероприятия следует проверять с точки зрения возможных последствий (например, побочного ущерба).

Минимизация сопутствующего ущерба. Боевая поддержка снижает собственные потери, но резко увеличивает долю побочного ущерба и сопутствующих потерь. Борьба против оборудованных опорных пунктов без боевой поддержки может быть компенсирована только за счет усиления защищенности, мобильности и огневой мощи (прямой огневой поддержки), а также дополнительными затратами времени на проведение наступления.

Оперативная поддержка. В условиях угрозы с тыла следует уходить от снабжения подразделений путем подвоза материальных средств и переключиться на использование необходимого и достаточного носимого комплекта.

Гражданское население. До начала боевых действий следует провести информационные мероприятия, эвакуацию, а также поэтапное исключение гражданского населения из оперативных зон боевых действий.



Эвакуация гражданских жителей из района боевых действий
В заключение своего анализа операции по освобождению Мосула военные эксперты Национальной академии обороны ВС Австрии сформулировали ряд требований, имеющих ключевое значение для успеха боевых действий в городе. В частности:

формирование пехотных батальонных и ротных боевых групп за счет объединения механизированных, разведывательных и инженерно-саперных сил;
планирование и управление общевойсковой огневой поддержкой на уровне батальона и роты;
умение преодолевать заграждения и препятствия в составе батальона и роты;
проведение глубоких независимых наступательных действий для разгрома оборонительных группировок противника, уничтожения важных целей и изоляции района;
непрерывный контроль и охрана тыла и флангов подразделения во время боя;
стойкое удержание важных участков местности и объектов инфраструктуры и готовность к отражению контратак;
возведение вспомогательных укреплений в качестве инженерной поддержки при удержании занятого района;
готовность батальонных боевых групп к быстрому и повторяющемуся чередованию атак и обороны;
установление контроля над занятым городским пространством с одновременной его подготовкой к обороне.
Таким образом, по мнению австрийских аналитиков, важность (миллионых) городов, как районов боевых действий, будет неуклонно расти. Вооруженные силы всё чаще сталкиваются с необходимостью проведения операций в этой сложной обстановке. Сражения в Грозном, Алеппо, а также Мосуле являются примерами, демонстрирующими необходимость формирования «специализированных» подразделений, обученных к действиям в городской среде. Недостаточные навыки войск (как совокупность подготовки, слаженности и материального обеспечения) неизбежно приведут к массированному применению авиационной и артиллерийской поддержки.

Операция по освобождению Мосула оставила после себя разрушенный и на долгие годы, в основном, необитаемый город. Страны, самолеты которых бомбили Мосул, не спешат с его восстановлением. Очевидно, что военная победа создала предпосылку для усиления новых радикальных сил в хрупком с точки зрения перспектив безопасности регионе.

История и современность

Previous post Next post
Up