Неудовлетворенная потребность ведет к зависимости.

Oct 23, 2013 22:35

У нас с дочей есть традиция. Она приходит со своих двух школ - обычной и художественной и делится важными для неё событиями за день. Ей важно выговориться, сбросить напряжение, проговорить то, что крутится в голове и мешает приступить к делам. А мне это общение позволяет быть в курсе событий жизни моего ребенка, понять, где ей требуется моя помощь или поддержка.
Сегодняшний день не был исключением.

Мы сидели в обнимку на её кровати, и дочка пожаловалась:
- Ну хочу сейчас за уроки садиться, сейчас бы села и ВКонтакте разные новости, картинки смотрела...
"О-оу",- думаю я. Желание уйти в соцсети - это признак перегрузки.

Что делаем мы взрослые, когда мы устали? Я помню, когда я занималась бизнесом - своей турфирмой - я приходила домой и практически час сидела перед телевизором. Я не смотрела ничего конкретно. Просто тупила в экран. В этот момент не было мыслей никаких.
Через какое-то время я приходила в себя, возвращалась в реальность. Но тогда я не понимала, что со мной. Я списывала на простую усталость после рабочего дня. Но это как надо было работать, чтобы так уставать и отключаться?!

Поэтому, этот тревожный звоночек я решила принять к сведению тут же, и стала разговаривать с дочкой.
Дочка - обязательный исполнительный человек. Качественно готовит уроки. Практически, лучшая ученица в классе. Просто потому, что ответственно подходит к учебе. И учится сама. Я уроки с ней не делаю с четвертого класса, а она сейчас в восьмом.
Школьников сейчас загружают. При ответственном подходе, понятно, что на учебу уходит много сил. При этом еще вторая школа.
В итоге, у ребенка-подростка получается полный рабочий день, еще и уроки вечером.
Перегрузка.

Что может случиться при перегрузке? Мы это уже проходили. Если вовремя не дать себе время для отдыха, для восстановления сил, организм сам создает для себя отдых - через болезнь.

Поэтому, посовещавшись всей семьей, мы с мужем приняли решение, что завтра дочка устроит себе выходной, а не то к каникулам подойдет с истощенными ресурсами и тогда,  даже времени каникул не будет достаточно, чтобы восстановиться. Потому что сначала нужно будет выйти из минуса, достигнуть центра - нулевое состояние - и только потом наполняясь - выйти в плюс.

Дочке было предложено выбрать любой день, когда она не пойдет в школу, главное, чтобы в эти дни не было контрольных работ.
Дочка подумала, и выбрала завтра. Потом подумала и сказала, что в художку все-таки пойдет. Потом ещё подумала и сказала, что ей требуется дополнительное время, чтобы поработать над своими картинами, поэтому в художку она пойдет на два часа раньше!
Она позвонила классному руководителю и сказала, что устраивает себе выходной, что заявление на имя директора мы напишем. Договорилась.

А я подумала, как это здорово, что я доверяю своему ребенку самостоятельно решать эти вопросы. Ей дали свободу - не ходить в школу весь день, но она выбрала для себя, что часть дня она поработает, потому что ей это нужно. Я в восторге от своего ребенка!

Конечно, после всего этого настроение у неё поднялось, я предложила пойти погулять.
Мы медленно гуляли в палисаднике ближайшей школы, прогуливались по беговым дорожкам и разговаривали. В этом было столько свободы, безграничности, воли. Это такое счастье - принадлежать самому себе!

Когда мы уже шли домой, дочь сказала:
- Так хорошо, что завтра выходной, у меня даже желания проснулись, я придумала, чем я буду заниматься утром, что я сделаю для себя.
А я сказала, что когда человек уезжает в отпуск, расслабляется, то после у него просыпаются идеи, приходит вдохновение, потому что только в состоянии свободы можно жить радостно, творить что-то, создавать.

А еще дочь добавила, что у нее пропало желание сидеть Вконтакте, лучше книжку почитает. То есть разрешение сделать выходной, неспешная прогулка, ощущение свободы удовлетворили её потребность. Я не знаю, что это за потребность и как она называется. я могу догадываться, что это была потребность в чувстве свободы - в состоянии БЕЗ_ОБЯЗАТЕЛЬСТВ - возможно,  усталость от внутреннего требования быть в рамках, в границах, соблюдать некие принятые на себя обязательства. Некое внутренне долженствование. Я большая, я училась эти вещи осознавать, но дочь еще ребенок, и моя задача - научить её этому.

И еще я подумала, что мне не нужно, чтобы мой ребенок упахался на ниве учебы. Мне не нужны "пятерки" и "хорошее поведение". Мне нужно, чтобы она училась управлять своей жизнью. Слышать свои потребности, уметь вовремя делать для себя отдых. Думать своей головой. Мне нужно, чтобы она умела применять знания в жизни, а не забивать ими голову.
Один пропущенный день - это мелочь. Она по две недели была на больничном и приходила в школу подготовленной, потому что болея, занималась самостоятельно и спокойно входила в учебный процесс. Не могу сказать, что это свалилось с неба. Это моё воспитание и моя поддержка.

А ещё я рассказала дочке о том, что такое потребности, в чем они заключаются. Что если эти потребности не удовлетворять, то эта неудовлетворенность накапливается. Если человек не осознает свои потребности, не понимает, что ему нужно, чтобы чувствовать себя хорошо, он ищет суррогатные способы сделать себе "хорошо", получить кусочек счастья, точнее - его заменитель: зависнуть в соцетях, выпить алкоголь, покурить, уйти в просмотр сериалов, ток-шоу и пр. Потому что там есть эмоции, там есть то, с помощью чего можно отвлечься от своей жизни, не решать возникшую неудовлетворенность разумным способом.

Но даже когда человек отвлекается от своих потребностей, игнорирует их, они продолжают быть. Накапливаются и требуют удовлетворения. И если человек по-прежнему не слышит себя, то получается порочный круг, который приводит к зависимости.
Появившаяся потребность - Игнорирование потребности в силу не умения распознавать её - Неудовлетворенная потребность - Замена неудовлетворенной потребности СУРРОГАТОМ - Неудовлетворенная потребность - и т.д. со второго этапа. Этот круг все больше и больше поглощает. Куча неудовлетворенных потребностей давит, вызывая депрессию. Суррогаты постепенно дают привыкание, через отвлечение от истинных подавленных и вытесненных чувств: боль, тревога, отчаяние, беспомощность, страх.
Все больше интернета. Все больше алкоголя. Все больше .... добавьте сами свою зависимость.

Мы живем в такое время, когда все происходит быстро и на нас давит большой объем информации. Не все выдерживают такого информационного давления и ограниченного времени. У нас не остается времени для себя: сделать то, что наполняет, что восстанавливает внутренние ресурсы:
  • творчество,
  • общение в душевной близости, доверии,
  • тишина, возможность побыть наедине с собой,
  • прогулки, свежий воздух,
  • пребывание на природе,
  • общение с Богом,
  • самовыражение,
  • и т.д.
Поэтому нужно уметь делать паузу, профилактику своего душевного и физического состояния. А для этого нужно не сидеть ВКонтакте, а быть В_Контакте_С_собой.

(c)Татьяна Базылева.

потребности, дочка-художница, психология, аддикция/зависимость, семейные ценности, 2013, воспитание детей

Previous post Next post
Up