Думаю, ситуация, которая показана в этом ролике знакома многим. Для сегодняшнего разговора важна будет его первая часть. Ответ на вопрос: ПОЧЕМУ так происходит.
Посмотрите этот ролик.
Click to view
Часто бывает, когда мама или папа "втыкает" в экран монитора или телевизора, забыв о ребенке, или даже не желая на него отвлекаться.
Такая ситуация обычно бывает у людей, имеющих склонность к состоянию зависимости или имеющих зависимость.
Причинами этого бывают:
- не умение понимать свои чувства: что я сейчас чувствую, что со мной, мне хорошо или плохо, как именно хорошо, как именно плохо;
- не умение разделять свои чувства, вычленять их из общего состояния: я злюсь или я подавлен, я устал или мне скучно, я радуюсь сам или поддерживаю видимость радости вместе со всеми;
- не умение различать свои чувства и чужие: когда партнер ходит рядом хмурый - я хмурюсь вместе с ним, когда партнер радостен - я тоже хорошо себя чувствую. Плюс зависимость от состояния человека, который находится рядом.
- отсутствие привычки отслеживать свое состояние, осознавать себя: что я сейчас хочу, о чем я сейчас думаю, чего или кого я жду, что чувствую (смотри первый пункт);
- отсутствие в жизни других занятий и интересов - все жизненное пространство занимает виртуальный мир с его виртуальными героями, и чувствами, связанными с ними, в то время, как рядом живущие живые человеки не воспринимаются.
- не умение проживать свои чувства в реальности. Ведь для того, чтобы состоялся контакт с реальным человеком нужно понимать и оознавать себя и свои чувства, и видеть-слушать-быть готовым к обмену с другим человеком, а это больно (боль из прошлого).
Причины этих причин находятся в детских психологических травмах, когда запрещалось чувствовать и понимать себя через внушения и обесценивания внутреннего мироощущения ребенка: "Что ты понимаешь, ты еще ребенок!", "Да что ты можешь знать!", "Я лучше знаю, как тебе одеваться, чтобы тебе было тепло", "Нет, ты еще не покушал - доедай", "Нет, ты не можешь этого хотеть" или "Ты этого не хочешь, тебе это кажется". А так же при проживании очень тяжелых чувств, когда эти чувства были болезненными или слишком сильными, чтобы ребенок мог их вынести и чувства просто отключались сознательно или не осозананно. Например в ситуациях насилия (когда ребенок был свидетелем или жертвой насилия - можеть быть ситуация, когда родитель очень громко, в злости кричит на ребенка или сцена, где один родитель причиняет боль другому), в ситуациях стихийных бедствий или опасных для жизни или воспринимающихся как опасные.
Соотвественно, ребенок мамы, как в этом ролике, также учится не понимать себя, ведь ему не кому показать , как это делать. Он учится у мамы, как справляться с жизненными обстоятельствами - надо просто "на все забить" и отвлечься, чтобы "не болело". А способы отвлечения от реальности - зависимость: ТВ, интернет, работа (работоголик), спорт (когда все время уделяется увлечению и отсутствуют другие сферы жизни), алкоголь, курение, наркотики, другой человек (эмоциональная зависимость). Это все способы, чтобы не жить свою жизнь.
Ну, и во второй части итог: что вложили в ребенка, то и получили. Научили его близости, проявлению любви тем, что сами это для него делали, то и получите на выходе. При условии, что это все давалось от желания дать, от любви к ребенку, а не от страха, что "в старости подать стакан некому будет" или чтобы потом играть на чувстве вины и долга "Я всю жизнь на тебя положила!"
Когда человек начинает это понимать, у него может (а может и нет) возникнуть желание что-то изменить в своем образе жизни, в своих жизненных стратегиях.
Это путь долгий, но вполне реальный.