Ван Гог о футболе

May 01, 2012 21:10

Этот пост я обещала написать давно, но решила сохранить его в черновик, чтобы однажды опубликовать одним кликом в день рождения Мэри.




Винсент ван Гог в своих письмах к друзьям рассуждает о футболе (наверное в наше время он писал бы колонку в VI) Живи он сейчас, глядишь они с Гогеном и поругались бы во время матча "Барселона" - "Челси", рассуждая в твиттере о стилистике игры. Но благо его, твиттер, придумали уже после смерти ван Гога и к счастью для Бабеля его вообще не забыли придумать.

Так что Винсент в бумажных письмах друзьям осуждает приторный футбол, ругает Платини, хвалит АПЛ, дает советы Берту ван Марвейку накануне Евро. Футбол - искусство, как ни крути. Можно конечно покрутить пальцем у виска и сказать, что я окончательно рехнулась, но по-моему "Письма ван Гога к друзьям" - самая футбольная книга на свете.

ОБ АПЛ

Для меня английские рисовальщики значат в искусстве столько же, сколько Диккенс в литературе. Они отличаются точно таким же благородным и здоровым чувством, и к ним все время возвращаешься снова. Мне очень хотелось бы, чтобы ты как-нибудь на досуге просмотрел всю мою коллекцию. Когда видишь много работ англичан сразу, начинаешь особенно отчетливо понимать их: тогда они говорят сами за себя и становится ясно, что за великолепное целое представляет собой эта школа художников. Точно так же надо прочесть Диккенса, Бальзака или Золя целиком, для того чтобы стала понятна каждая их книга в отдельности.

Сейчас, например, у меня имеется не меньше пятидесяти листов, посвященных Ирландии. Мимо каждого из них в отдельности можно пройти равнодушно, но когда видишь их вместе, они поражают тебя.

О НЫНЕШНЕЙ "БАРСЕЛОНЕ"

Послушайте, прелестная дама, утверждающая, что ваши заветные стремления - Красота и Возвышенность (которые, однако, могут быть только результатом стремлений, а не самими стремлениями), откуда бы вы ни явились, вы несомненно происходите не из лона живого бога и тем более не из чрева женщины. Вон отсюда, сфинкс, изыди немедля, ибо говорю тебе - ты не что иное, как выдумка. Ты не существуешь («Le tiaple n'eczisde boind» 1), как сказал бы Нюсинген. Но если ты действительно существуешь, если ты все-таки от кого-то произошла, то уверена ли ты, что твоим прародителем не является сам отец лжи Сатана? Разве в тебе меньше от ехидны и от змеи, чем в нем самом, моя прекрасная, моя возвышенная дама?..

ОБ ИТАЛИИ

Я предпочел бы служить лакеем в ресторане, чем изготовлять акварели на манер некоторых итальянцев. Не скажу того же о всех них, но я уверен, что ты согласишься со мной в оценке направления и целей этой школы.

Мои слова отнюдь не означают, что я не ценю многих из них - я имею в виду художников,



в чьих вещах есть нечто от Гойи, например Фортуни, Морелли, иногда даже Тапиро, Хейльбута, Зюса и т. д.

На мой взгляд, итальянские художники немного напоминают птиц, умеющих тянуть только одну ноту, а я испытываю гораздо больше симпатии к жаворонкам и соловьям, которые менее шумно и более страстно говорят нам куда больше.

... Мне приятнее смотреть на маленький серый набросок Лансона, на каких- нибудь тряпичников, которые едят суп на улице под дождем или снегом, чем на пышные страусовые перья всех этих итальянцев, которые, по-видимому, размножаются с каждым днем, в то время как более здравомыслящие художники так же редки, как всегда

О НЕОБХОДИМОСТИ СУРОВОСТИ

Не думай, пожалуйста, что я против декоративных работ и орнаментов вообще; но я против них в данное время и при тех обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся сейчас в Голландии. Я не возражаю, если некоторый излишек сил расходуется в этом направлении во времена подъема, энергии, возрождения. Но я возражаю против такого расточительства в те времена, когда атмосферу, особенно среди младшего поколения, отнюдь нельзя назвать оживленной и энергичной, когда каждый, в ком есть энергия, должен сосредоточиться. Делу время, потехе час: нужно уметь быть суровым, когда это требуется.



СОВЕТ БЕРТУ НАКАНУНЕ ЕВРО

Сейчас действительно нельзя позволять себе предаваться самоуспокоенности, присущей тем, кто считает, что все идет хорошо; а ведь последняя точка зрения, с общего молчаливого согласия, приобретает все более широкое распространение…

Когда налицо упадок - избавьте нас от орнаментов; надо не заниматься ими, не мириться с положением вещей, а стремиться к духовному объединению всех vieux de la vieulle.

ОБ АГЕНТАХ И ТРАНСФЕРНЫХ ОКНАХ

У искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами, невзирая на то, что владельцы крупных художественных фирм, по общему мнению, заслуживают самых высоких похвал за свое покровительство художникам. Эти похвалы незаслуженны; однако, поскольку публика обращается не к самим  художникам, а к торговцам, первые тоже вынуждены обращаться к ним, хотя нет ни одного художника, который явно или тайно не возмущался бы ими. Они льстят публике, поощряют ее самые низменные, самые варварские склонности и вкусы.

О ПЛАТИНИ

Я не люблю Людовика XIV  по мне так этот Король Солнце был  настоящим гасильщиком света. Господи, какой он надоеда во всем, этот методистский Соломон. Не люблю я также ни Соломона, ни методистов. Соломон, по-моему, просто лицемерный язычник, и я не испытываю никакого почтения ни к его архитектуре -подражанию другим стилям, ни к его писаниям. У язычников это получалось лучше.

О ТОМ, ПОЧЕМУ НУЖНО ПРОДАТЬ СНЕЙДЕРА ИЗ "ИНТЕРА"

Меня приводит в отчаяние, что Рембрандты в Лувре портятся и что идиоты из администрации губят множество великолепных картин. Так, унылый желтый тон некоторых Рембрандтов - это повреждение, вызванное сыростью или другими причинами, на которые в ряде случаев я мог бы указать тебе чуть ли не пальцем.

ОБ ОРАНЖЕВЫХ ДЕДАХ

У нашей северной школы есть глава - Рембрандт, поскольку его влияние чувствуется у всякого, кто соприкасался с ним. Рембрандт, по всей видимости, никогда не притрагивался кистью ни к одному холсту Поттера, тем но менее Поттер и Рейсдаль обязаны ему лучшим, что у них есть, - тем, что трогает за душу каждого, кто умеет разглядеть сквозь их темперамент уголок старой Голландии.

У голландских художников было бедное воображение и мало изобретательности, но зато бездна вкуса и знание законов композиции.



книги, ван Гог

Previous post Next post
Up