Andrea von Ramm - "Style in early music singing"

Jun 07, 2008 13:30

Style in Early Music Singing
Author(s): Andrea von Ramm
Source: Early Music, Vol. 8, No. 1, (Jan., 1980), pp. 17-20
Published by: Oxford University Press

Стили пения в старинной музыке.

Концепция музыкального стиля часто остается непонятой. При исполнении музыки недостаточно только различать хронологические или региональные особенности, используя соответствующие инструменты - вокалист должен добавить к этому то, что можно назвать «социологическим стилем» - понимание повода или обстоятельств, для которых была написана музыка.
Идеи, предложенные здесь, проистекают из моего собственного, более чем 20-летнего опыта, с репертуаром песен от 1150 до 1650 годов. Нотация в этом репертуаре позволяет определить не более, чем относительную высоту и ритм. Качество же звука, вместе со многими другими факторами, оставлялось на усмотрение исполнителя, так же как и во многих живых музыкальных традициях нашего времени. То есть исполнение зависит в определенной степени от личных предпочтений, от различных возможностей и причин исполнения. Вокалисты слишком легко забывают, что любой голос способен иметь бесчисленное множество различных вокальных тембров: хорошо обученный певец должен принимать это как задачу решить проблемы стиля, находя вокальную технику и характер, которые соответствуют определенному музыкальному произведению.
Существует много описаний пения среди теоретиков, от Исидора Севильского и далее сквозь века, включая Арнульфо де С. Гиллено (Arnulpho de S.Gilleno) и Конрада фон Цаберна (Conrad von Zabern) в 15м веке, и многих более поздних писателей. Но все эти описания помогают поразительно мало, а опубликованные дискуссии о них имеют тенденцию концентрироваться на вопросах определений и терминологии. Настоящий ответ можно найти в музыке. И так как это является частой ошибкой - переопределять слова еще большими словами - я попробую представить определенные стилистические элементы с помощью диаграммы, основываясь на личном опыте вокалиста ансамбля, который пытался подобрать технические ключи к проблемам стиля.
Это попытка согласовать несколько различных факторов. Это будет применено различными методами к репертуарным схемам, которые, в свою очередь, основаны на опыте Квартета Старинной Музыки.

Звезда.
Система начинается с центральной точки F трех основных компонент искусства пения: Язык (L), Экспрессия (E) и Техника (Т).




Центральная точка F означает функцию голоса как такового, с твердой и хорошо натренированной опорой. Опора держит мелодическую линию, дает устойчивость, контролирует вибрато, удерживает дыхание, не давит и не уступает.
Это важно, однако, чтобы и бока и спина участвовали в опоре; только с одной передней опорой глотка может зажаться. Репертуар старинной музыки редко требует громкого пения, но скорее пения сбалансированного, с очень продолжительным дыханием, пения контролируемого.
L (Language) разделено на три секции, так же как E (Expression) и T (Technique).




Ch (Character) - характер звучания на любом языке или диалекте. Хорошо-выраженный язык имеет определенную позицию в ротовой полости, которая придает специфический характер звуку пения. Также важен текст. Но в подходе к песне уже важен не только перевод и аккуратное произношение, но и интерпретация текста в выражении его натурального звучания.
M (Meaning) - значение слов текста. Это важный, но часто не самый значимый фактор. Давать слушателям переводы - часто отвлекает от настоящей концепции произведения.
Kl = Klangreiz, немецкое труднопереводимое слово. Это напряжение в игре между словами и звуками. Рифма, гармония и формальная идея рифмовой схемы - все это формирует часть этой категории. Сюда относятся всякие «фалала», «cheyden, neyden, meiden» Волькенштейна и замысловатые рифмы Машо. Довольно часто Klangreiz, чистый звук поэзии, управляет текстом; мысль становится зависимой от игры со звуком: это торговая марка искусного поэта.




Экспрессия (Е) означает не только личное участие; она также означает вовлечение в функцию музыкального произведения его социального подтекста и изначальной концепции исполнения.
So (Sociological expression) - социологическая экспрессия, не очень удачный термин. Для исполнения часто гораздо более важным является знать - имеем ли мы дело с интеллектуальной или популярной или куртуазной музыкой, чем обсуждать нужно ли играть быстро или медленно, печально или грустно.
Р (Personal expression) - персональная экспрессия. Певец отождествляет себя с поэтом, с его печалью, его любовью, его повествованием. Существует множество произведений, которые не подразумевают личной точки точки зрения исполнителя, но даже в этом случае выразительность живого голоса полезена.
Ml (Melodic expression) - мелодическая экспрессия: мелодическая линия должна играть главную роль в стилистической экспрессии. Линии мелизмов (украшений) шансона или лютневой песни часто отражают атмосферу произведения гораздо больше, чем мог бы это сделать любой текст.




В технической секции предполагается за данность, что опора будет контролировать высокую техническую поддержку репертуара. Я попытаюсь упомянуть особенности, нуждающиеся в специальном мастерстве к тому же, что необходимо в нашем стандартном современном концертном репертуаре.
R (Register) - регистр. Регистры человеческого голоса включают в себя артистические решения. В некоторых средневековых произведениях кажется, что смена регистра указана разделениями на различные диапазоны внутри одного произведения, в то время как в музыке ренессанса каждый голос имеет свой ограниченный диапазон, окраску и место. Напротив виртуозная итальянская музыка 16го века выгодно отличается от современного подхода сбалансированным вокальным звуком на любом диапазоне.
A (Agility) - подвижность. Для виртуозного репертуара 16го и 17го веков полезны упражнения. Эта музыка основывается на ежедневных вокализах, а не на теоретических исследованиях с книжной полки. Количества упражнений Rogniono или Ganassi может хватить певцу на всю жизнь. Они использовались для певцов и инструменталистов как аппарат для украшений и развития гибкости. Некоторые певцы, как говорил в 18м веке Tosi, просто более склонны к красивым линиям, возможно, им не следует пробовать работать с напыщенным репертуаром виртуозных рулад, трелей и изящных пассажей. Избегать или замедлять темп пассажей, потому что кажется невозможным попробовать по-другому - неправильно. Это всегда возможно: композитор знали мастерство своих вокалистов.
V (Vibrato) - вибрато, относится к современному исполнителю старинной музыки. В каждое время любая национальная традиция имела свои взгляды на приятность звучания и извлечение нот. Теперь это не так. Обучение старых мастеров кажется более осторожным в этом отношении, чем современное консерваторское обучение: вибрато должно было быть под контролем и часто использовалось только как специальный эффект. Сольная музыка нуждается в богатой дозе личного звука, а неаккомпанировавшиеся произведения трубадуров, миннезингеров и мейстерзингеров могли даже подразумевать собственные методы пения на вибрато. Но в полифоническом или ансамблевом пении, особенно на два голоса, все совершенно по-другому. Здесь солирующая позиция современных певцов часто приводит к плачевным результатам.




Далее следует расширение системы - не потому только, что нужно заполнить пустые кружочки, но потому что некоторые факты стиля и практики исполнения нуждаются в осознании:
Rh (Rhytm) - ритм (между L и Т)
I (Improvisation) - импровизация (между Т и Е)
D (Diction) - дикция (между E и L)
Rh (Rhytm) - ритмические импульсы языка очень близки к техническому мастерству. Импульс не должен раздувать гласные звуки, напротив пение должно точным по отношению к ударным инструментам и слабым долям, слова или фразы должны быть непрерывны. Каждый язык имеет свой собственный ритм; в некоторых композициях это используется больше, в некоторых меньше. Каждый имел опасный опыт использования ударных в качестве аккомпанемента, отбивающего музыкальный метр, когда собственный ритм языка гораздо более утонченный.
I (Improvisation) - больше, чем быстрая рулада. Некоторый репертуар требует аккуратно согласованной, свободно импровизированной части. Импровизация является чем-то средним между украшениями и композицией. Она должна быть гибкой, меняющейся, и находиться в соответствии с относительным стилем региона, времени и ситуации.
D (Diction). Хотя дикция относится к ритмическим импульсам, она также влияет на значение текста и фокусирует на специфических словах.




Только внешняя линия будет использована в диаграмме. Но в качестве стимула можно нарисовать различные линии для разных геометрических фигур и подумать над практической интерпретацией очерченных полей (кругов) Rh- I-D или A-I-Rh или F-L-D-E... это игра!



В пение стилистическое специального репертуара входит разумный выбор факторов в терминах техники, экспрессии и языка. Хороший певец, возможно, успешно споет песню в любом случае, но если уж рассматривать аутентичные инструменты или серьезные исследования исполнительской практики в какой-либо период, то и петь нужно соответственно.
На диаграмме, приведенной ниже, показан выбор факторов, которые наилучшим образом подходят к репертуару, указанному в левом столбце. Лучше выбрать немного факторов и применить их хорошо, чем пытаться применить все сразу. Петь же музыку всех стилей одинаково - противоречит самому понятию стиля.

Диаграмма.
Это, конечно, не является полным списком стилей старинной музыки. Если разница в стиле должна быть слышима, должны также и различаться техники пения.
Специфический звук может быть основан частично на звуковом характере языка. Природа его поэзии унифицирует монофонический репертуар как вид, но с другой стороны применение характера к определенному языку заставляет звучать по-разному песни трубадуров и песни труверов, а специальный французский стиль репертуара труверов объединяется с шансонами Машо и Дюфаи, несмотря на хронологическую разницу.
Целью таблицы является не обсудить эти стили с эстетической точки зрения, но показать огромное многообразие, передаваемое певцом другим певцам. Каждый стиль представляет наиболее стоящий репертуар, вызов для каждого вокалиста. Ни звезда, ни диаграмма не подразумевают каких-то строгих и готовых правил; для меня они кажутся необходимой поддержкой, чтобы учиться ходить в новом поле, в пении старинной музыки.


earlymusic, lorem ipsum

Previous post Next post
Up