Обыкновенное человеческое горе.

Jan 31, 2011 16:12

Многие видели фильм «Иди и смотри», о сожжении фашистами живьём деревни Хатынь... До сих пор в моих глазах стоят кадры из фильма о нечеловеческой жестокости, где мать пытается спасти ребенка, а фашист его зашвыривает обратно, в окошко уже начавшего гореть дома... В своём, уже вполне сознательном возрасте восьмиклассника, после просмотра этого фильма я серьезно полагал - хуже не бывает и быть не может. До недавнего времени я был в этом уверен...



Мне 30 лет, у меня есть сын, ему сейчас (в 2011-ом) полтора годика. Он очень умный и сообразительный мальчик. Но случилось так, что у него с рождения не работают пальцы на правой руке. Вообще. Ни один. Он инвалид. Шансов на то, что пальцы заработают хотя бы в полсилы - практически нет. Но эта история не о моём ребенке.

Ребенка-инвалида обычно направляют на стационарное лечение: массажи, уколы, лечебная физкультура, прогревания. У нас в Вологде открылся современный комплекс для таких детей. Иногда мне приходится помочь жене и съездить с ней в такой центр реабилитации, после посещения которого, я просто теряю рассудок. Я не могу уснуть несколько дней. Я, видимо, не способен смотреть на чужое горе и на детей инвалидов. От увиденного я схожу с ума и не могу найти себе места. В такие моменты мне кажется, что мир, в котором мы живем - это и есть ад. И нас всех сюда посылают в наказание…

Мы - простые человеки - действительно не видим и не замечаем, как много вокруг нас людей убитых горем, как много среди нас людей, ограниченных в своих возможностях. Кто-то из нас не увидит этого никогда, кто-то увидит, но не сможет оценить тяжесть положения. Мы - здоровые люди - просто не способны понять как трудно быть инвалидом, не способным сделать, казалось бы, элементарные вещи. Никогда не пробовали одеть на ногу носок одной рукой? Попробуйте! Очень удивитесь!

Я видел в своей жизни людей инвалидов, пострадавших в авариях или на производстве, когда сам лежал в  травматологии несколько недель с ерундой. Видел их перекошенные фигуры, где тазовые кости и ноги собранны по кусочкам виртуозами-хирургами. Такое случается, это жизнь, никто не застрахован. Этим людям очень трудно жить, даже если они не утратили способность делать всё самостоятельно. Трудно еще и потому, что нарушается био-энергетическая оболочка организма. Внешние факторы, например смена погоды, приносят такому организму постоянную боль и страдания. Это невозможно излечить. Но у них сохраняется разум, воля к жизни и часто сила духа, чтобы быть как все, оставаться членом общества. Такое можно пережить, человек ко всему привыкает.

А если человеку всего годик от роду и ему ставят неутешительный  диагноз? А если этот маленький человечек всё понимает в свои два годика и в это же время у него ножки подкашиваются? Или наоборот не сгибаются в коленях и он всю  жизнь будет ходить как на ходулях? А если он не только всё понимает, но еще и осознает, что никогда не будет таким, как его сверстники потому, что руки и ноги не подчиняются его светлому разуму и талантливой натуре?

Дети инвалиды бывают разные, но родители таких детей испытывают одинаково неприятные и противоречивые чувства. Про некоторых детей и не скажешь даже, что они нездоровы. Недуг может быть незаметен окружающим или проявляться при определенных условиях. Если вы еще не стали родителем, вы не сможете прочувствовать то, что даже слабость мышцы в его мизинчике может сводить родителей с ума, лишать покоя и сна. А если у вас на руках ребенок, который останется беспомощным куском мяса до конца своих дней? Каково это жить долгие годы с похороненной в живом теле душой маленького человека, которая смотрит на тебя открытыми, невинными глазами? А ты - это единственная для него связь с миром. И ты ничего не можешь изменить! НИЧЕГО!

Когда у меня психоз и ломка от увиденного, в моей голове не укладывается мысль: как этот мир позволяет рождаться детям с синдромом ДЦП последней стадии при нормальном душевно-мыслительном развитии или полной умственной отсталостью, при вполне нормальном физическом состоянии? Где он, этот ваш боженька?! Как он мог позволить случиться такому?! Как можно лишить новорожденного младенца рук или ног, разума или просто силы в мизинчике? Я не принимаю этот мир таким! Я отрицаю вашу реальность! Я не хочу знать, почему родителям природа иногда даёт таких детей и такое жестокое испытание на прочность психики. Я не могу объяснить это себе. И не уверен, что смогу объяснить своему ребенку, когда он вырастет, почему некоторым пришедшим в наш мир невинным душам космос не дает даже шанса.

Не верьте тем, кто говорит, что дети с ДЦП рождаются только у алкашей. Уверяю вас, на 10 ДЦПшных детей разной степени тяжести приходится 9 благополучных семей. Никаким фашистам и террористам, убивавшим невинных детей никогда не испытать в качестве наказания за все их грехи такой боли и чувства безысходности, которое испытывают родители детей-растений. Детей, чьим перспективам посочувствовал бы одинокий кактус в пустыне. За что этим детям такая судьба, а родителям наказание? Я спрашиваю - ЗА ЧТО?! А сам понимаю, что это всего лишь стечение обстоятельств...

В центре реабилитации несколько десятков палат. В каждой по 2 - 3 койко-места, причем парных: большая кровать для мамы и маленькая для ребенка. Заметьте, подразумевается, что в тяжелых случаях только один родитель обречен проводить день за днем, ночь за ночью наедине со своим горем. Простым человеческим горем, во всех его земных и неземных смыслах. Все места в палатах заняты, каждый день и видимо круглый год. По моим подсчетам это примерно 30-50 семей за смену, в которых произошло горе, не важно - маленькое или безмерно большое. Вдумайтесь! Минимум ПЯТЬДЕСЯТ покалеченных жизней за смену. Смена обычно 2-3 недели или дольше. Повторное посещение - раз в три месяца. То есть в реальности, в небольшом городе с населением 350 тысяч человек, найдется минимум 150-200 покалеченных родительских судеб. Пусть даже из этих двухсот детей только малая часть является абсолютно неизлечимой и обреченной на жизнь растением. Казалось бы это меньше 1% от общего количества. Но ведь даже 1% от 350 тысяч - это судьбы сотен людей. Представьте себе СТО больных детей, СТО матерей, в глазах которых уже нет слез. Слезы эти были излиты еще в первые 2-3 месяца после рождения ребенка, когда стало понятно, что в семью пришла беда…

Достоверно не известно осознают ли дети-растения в большинстве своем, что они ограничены. Но беда в том, что их родители становятся тенью своих погребенных заживо детей. Меч неземной жестокости к самому доброму и святому в нашей жизни - детям - рубит таким родителям руки и ноги, лишает опоры и равновесия, а самое главное - веры в будущее. Каждую секунду существования в сердце матери и отца кто-то вколачивает огромный, зазубренный, раскаленный докрасна гвоздь безысходности.  Время для этих родителей, должно быть, останавливается и превращается в бесконечное море печали, которое нельзя преодолеть. Невозможно увидеть горизонт в этой свинцовой воде, она сливается с серым небом. И пытка эта может продолжаться бесконечно долго.

Быть отцом ребенка, в котором живьём похоронены несбывшиеся мечты о счастливой семье - это сложно, обидно, невыносимо. Выдерживают не все отцы. А быть матерью? Я не знаю, как можно выдержать такое... Я не знаю, чем можно объяснить или оправдать такую жестокость КОСМОСА к материнскому сердцу, которое еще недавно было наполнено ожиданием приятных перемен. Я не понимаю, откуда мамы берут силы, чтобы смотреть на своего ребенка, который никогда не пойдет в школу, никогда не сможет сказать связно два слова, никогда не подарит своей маме внуков. Человек не способен такое пережить без психологической травмы и духовного надлома. Если, конечно, он человек. Это выше всяких земных сил. Если случайно, неосторожно встретиться с ними взглядом, то можно увидеть бездну... А на дне этой бездны, на краю времени лежат камни. Камни похороненных людских надежд. И в каждом таком камне замуровано несбывшееся счастье реально существующего, незнакомого вам человека, с которым, быть может, ничего не подозревая, вы каждый день встречаетесь по пути на работу...

Нельзя это прочувствовать до конца, не побывав в этой шкуре. Я не пытаюсь сказать, что в знак солидарности все мы теперь должны пребывать в угрюмом унынии. Вовсе нет. Но время от времени всё же стоит вспоминать о том, что наша беззаботная свобода часто граничит с чужими оковами несчастья. Просто имейте в виду, что рядом с вами всегда есть люди обделенные любовью космоса и обреченные на вечное страдание. Их бессмысленно жалеть, их надо просто держать в уме и уважать только за то, что у них есть силы ходить по земле. Таких людей не так уж много, но мало людей, которые знают об их существовании и готовы проявить чуточку внимания и сострадания. И пожалуй сострадание - это единственное, чем можно помочь этим людям. СОстрадая, становясь СОучастниками чужого страдания, мы всегда берем на себя маленькую частичку чужого обыкновенного человеческого горя. Снимаем силой нашей мысли излишнюю нагрузку с несправедливо обиженного. Этого вполне достаточно. И значит, мы остаемся людьми...

Не знаю как вы, а я бы прямо сейчас, ставя точку в последнем предложении, отдал бы свою жизнь в обмен на то, чтобы на Земле все дети рождались здоровыми.



ДЦП, дети инвалиды, реабилитационный центр, гемипарез, Вологда

Up