Моё интервью о транспортных проблемах

Oct 15, 2015 11:11



Меня тут на днях интервьюировали...

Газета "Аргументы и факты" поинтересовалась моим мнением по поводу транспортных проблем родного города. Не журнал Форбс, конечно, но всё равно приятно. Ну я и рассказал всё, что думаю по этому поводу. Старался держать себя в руках и мне кажется, я был объективен. А в чем-то даже оправдал местную Администрацию. Я понимаю, у них сложная работа, они и сами заложники Системы. И даже если бы они искренне хотели что-то изменить к лучшему, то это быстро проходит в условиях созданных бюрократической вертикалью.

Вот электронная версия интервью на сайте АиФ. На фотке аналоговый экземпляр (на память). Однако, даже целая страница в газете не уместила всех моих мыслей по озвученному поводу. Редактору пришлось резать по живому, оставлять только самую суть. Текста, на самом деле, было раза в полтора больше. И я бы не хотел, чтобы что-то осталось за кадром формата газетной колонки. Поэтому ниже размещаю эксклюзив - полную версию моего интервью.

Вряд ли кто-то, кроме людей в черном, дочитает это до конца. Патамушта котиков сегодня не будет. Сегодня только хардкор и многабукаф! :)

[ОЧЕНЬ МНОГАБУКАФ...]
[Вологда 14/10/2015]

- Михаил, в Вологде власти объявили о введении с 2016 года платных парковок в центре города. Их преподносят в том числе как панацею от автомобильных пробок - так ли это на самом деле?

Прежде чем ответить на вопрос - платная парковка это благо или зло? - надо понять является ли проблема парковок причиной транспортного коллапса, наблюдающегося на дорогах Вологды в последние годы. Вологда всё же не Москва и в три ряда у нас пока еще не паркуются. К тому же, движение  в нашем городе устроено так, что даже если тебе не надо в центр, всё равно приходится через него проезжать.

По мнению мэра Вологды платные парковки должны уменьшить поток транспорта в центре города: «…мы должны ограничить движение автомобилей в центре города, чтобы расчистить его для людей. В вечернее и утреннее время у нас всегда пробки, поэтому нам необходимо пересадить людей на автобусы. А количество машин в центре с введением платных парковок должно резко сократиться…»

Если посмотреть на реальную дорожную обстановку, то легко заметить, что улица Мира не является конечным пунктом для основного транспортного потока. Это транзитное направление на пути от Октябрьского моста в сторону Пошехонского шоссе и улицы Герцена (а также, в обратном направлении). Как повлияет наличие платной парковки на улице Мира для этой (основной) массы автомобилистов? Никак. Потому что проблема в малой пропускной способности Октябрьского моста (в сторону улицы Чернышевского) и левого поворота (с него же) на улицу Мира.

То же самое касается других магистральных направлений. Например, ул.Чернышевского - пр.Победы - Ленинградская. В списке планируемых платных парковок числится участок проспекта Победы между улицами Батюшкова и Мира. Как эти парковочные места могут повлиять на пробку, которую создают два пешеходных светофора (у Торговой площади и Кремля), а также, всего одна полоса для движения на злополучный Октябрьский мост, в которую вливается две полосы с Ленинградской улицы, одна полоса с ул.Мальцева и две из Лукьянова? Никак не повлияют. Никакого снижения потока транспорта не будет. Потому что люди едут утром из района Заречья в южные районы, а вечером в обратную сторону (и наоборот).

Что касается работников организаций, расположенных в самом центре города, в тех местах, где планируются платные парковки, то вероятно, кто-то из них откажется от личного транспорта. Но это будут единицы. Кто действительно имеет возможность ездить на работу на общественном транспорте, тот и так ею пользуется.  А если учесть, что не так давно красивые зеленые автобусы стройными рядами покинули город, то новых желающих прокатиться в чадящих развалюхах Икарусах найдется совсем мало. Пассажиры уже ощутили на себе всю прелесть нехватки подвижного состава местных ПАТП.

- В таком случае, к чему приведет появление платных парковок?

Прежде всего к тому, что транспорт будут оставлять в ближайших дворах на газонах и тротуарах (реакцию жильцов нетрудно предугадать). Кто-то будет бросать машины с «аварийкой» на дороге. Кто-то начнет приковывать машины к столбам (в Москве участились такие случаи). Но всё это мало повлияет на уменьшение количества заторов. Количество личного транспорта неуклонно растет, даже при эпизодически происходящих у нас кризисах.  А значит, бороться с этой «головной болью» путем формального уничтожения парковок - бесперспективное занятие. Наоборот, их надо строить дополнительно.

В России любят бороться не с причиной, а с последствиями. Причина пробок на дорогах - в бестолковой организации дорожного движения, прежде всего. А с недостатком парковочных мест, похоже, решили бороться их переводом на платную основу. То есть, ликвидацией существующих парковок, вместо того, чтобы строить новые (пусть даже платные). Это при том, что машиномест уже давно катастрофически не хватает.

Куда деть транзитный транспорт, если наш город так построен? Машинам что ли по воздуху летать? Очевидно, что заявленная цель «убрать транспорт из центра» не будет достигнута. Это невозможно. Как минимум до того времени, пока не будут построены два новых моста через реку и транспортные потоки будут обходить центр стороной. Или, если сделать улицу Мира пешеходным проспектом. Но на такой радикальный способ решения проблемы, я надеюсь никто не решится.

- Сознательные водители, наверно, все же будут парковаться на платных условиях. Заявленная цена в 40 рублей за час вам не кажется завышенной?

Что касается озвученной стоимости платной парковки, то как известно, когда в Вологде ушлые ребята хотят заработать, то обычно получается самая дорогая в России (и возможно в мире) штрафстоянка, с тарифом 565 р в час, о которой народ складывает песни. Я уверен, для большинства автомобилистов не станет проблемой заплатить 50 рублей в час за стоянку в случае редкой необходимости. Но останется ли эта цифра в силе через пару лет? Есть большие сомнения. А для людей которые работают или живут в центре это всё будет действительно проблемой. И мнение этих людей (между прочим, налогоплательщиков и потенциальный электорат на ближайших выборах), похоже, мало интересует местную администрацию. Она уже всё решила.

Впрочем, угодить всем - невозможно. Наверняка найдется немало людей, имеющих веские основания в поддержку идеи введения платных парковок на некоторых улицах. Хотелось бы услышать их мнение. Но боюсь, это будут только будущие владельцы парковок и принципиальные пешеходы.

Кстати, недавно где-то попались официальные данные по Москве: в тех местах где была введена платная парковка, произошло снижение интенсивности движения на 10%. И наверняка, эта цифра несколько приукрашена, как обычно. То есть, если я еду утром на работу по пробке 40 минут, то после введения платных парковок буду ехать 36 минут? Это смешно конечно. Через 3 года эти сэкономленные 4 минуты отыграют своё, если не  будет предпринято кардинальных мер.

- В общем, платные парковки от заторов не спасут. Что в таком случае поможет?

Основная причина пробок - плохая организация движения транспорта и недостаточная работа муниципалитета по обустраиванию дорожной инфраструктуры. Впрочем, стоит отметить, за последние годы была проведена большая работа по перенастройке режимов светофоров. Это значительно улучшило ситуацию на многих перекрестках. Но работы еще непочатый край.

Существует множество способов повысить пропускную способность дорог. Даже тех плохих, что имеются в наличии. Например, на остановках общественного транспорта далеко не везде есть карманы для заезда автобусов. В итоге, автобусы перегораживают целые полосы для движения на самых напряженных направлениях.  А сколько у нас перекрестков, на подъезде к которым  уже давно можно было расширить проезжую часть до двух и даже трёх полос в одном направлении. Вот в прошлом году писал про перекресток Щетинина-Гагарина. Таких перекрестков, где можно быстро вывести лишний транспорт и уменьшить пробку, сотня наберется! Я могу просто сидеть целый день и тыкать пальцем в карту, где это необходимо было сделать еще «вчера».

Также, одной из приоритетных задач, мне видится, постройка подземных пешеходных переходов. Пешеходная фаза на больших перекрестках резко тормозит движение транспорта. Кроме того, подземный переход практически сводит к нулю вероятность ДТП с пешеходами. Но малевать зебру каждый сезон - конечно выгоднее. И малярам и заказчикам.

Правильное нанесение разметки, с учетом сложившейся обстановки на конкретном участке дороги, немало способствует улучшению его пропускной способности. Но администрация далеко не всегда прислушивается ко мнению водителей, которые зачастую лучше информированы о том, как правильнее организовать движение. Например на установку нужного знака (поворота с двух полос налево) от Дормаша на Восемсотлетку потребовалось лет пять. А на Южакова уже второй год не могут поставить нужные знаки и сделать разметку по уму, а не так, как им кажется правильным из окна кабинета. Обратная связь с населением зачастую сводится к отпискам в стиле «финансирование на текущий год не предусмотрено». И, к сожалению, очень часто оно оказывается непредусмотренным и на последующие годы.

Есть еще хороший способ повышения пропускной способности улиц - кольцевая развязка. Но она работает только при выполнении двух условий. Рядом с ней не должно быть наземных пешеходных переходов. И второе, транспортный поток не должен упираться в светофор на определенном расстоянии от развязки. Например, еще в 2012-ом году озвучивались планы по постройке круговой развязки на перекрестке улиц Предтеченская-Зосимовская. Но если не сделать круг с другой стороны от моста, на перекрестке улиц Прокатова-Горького, то деньги будут потрачены впустую. Это сообщающиеся сосуды, которые должны работать синхронно.

Существуют планы постройки кольцевых развязок на перекрестках Можайского-Конева и на улице Мира, рядом с площадью Бабушкина. Очень нужные городу развязки. Но даже при наличии финансирования должна быть проведена более глубокая проработка плана по отведению транспортных потоков от этих развязок. Хотелось бы, чтобы администрация начала прислушиваться ко мнению горожан в таких вопросах.

В теме строительства развязок я бы хотел заострить вниамние на одной бомбе замедленного действия. Это новый жилой район на Окружном шоссе (в Охмыльцево). Планы по строительству транспортной развязки в том месте даже не озвучивались. Хотя, постройка двухуровневой развязки, по логике вещей, там напрашивалась еще три года назад, когда возводился супермаркет «Лента». Окружное шоссе на этом участке уже давно стоит в мёртвой пробке. Как теперь люди, купившие квартиры в новом спальном районе должны левым поворотом выезжать в город со второстепенной дороги? Как муниципалитет вообще мог разрешить такую застройку без организации безопасного и быстрого выезда? Это элементарное нарушение современных норм безопасности дорожного движения. Не удивлюсь, если скоро там  поставят светофор и окончательно остановят движение.

Я перечислил способы решения транспортных проблем не требующих каких-то неимоверных финансовых и временных затрат. Они могут значительно улучшить дорожную обстановку в городе. И всё это можно сделать быстро. Но есть и одна глобальная проблема, которую можно решить только серьезным денежным вливанием на федеральном уровне. У города точно нет на это денег.

- Наверно, речь о новых мостах через реку Вологду, разговоры о которых идут уже не первый год?

Да, городу срочно нужен третий автомобильный мост через реку, соединяющий улицы Карла Маркса и Конева. Я уже давно писал об этом. При его наличии значительно был бы разгружен мост «Восемьсотлетия Вологды». И центр города избавился бы от лишнего транзитного транспорта, о чем так мечтает мэрия. А при разгрузке моста «Восемсотлетия» обязательно бы улучшилась ситуация на «Октябрьском» мосту. И это позволило бы отдалить постройку четвертого моста в створе улицы Некрасова. Который выводил бы транспорт из района Заречья в сторону улицы Ленинградской без торжественного стояния в пробке на фоне Кремля.

Вместо того, чтобы заниматься ерундой с организацией платных парковок, эти деньги лучше было бы направить на скорейшее строительство нового моста. Только он может убрать лишний транспорт из центра.

- Пречистенская набережная, которая сейчас ремонтируется, тоже преподносится как одна из возможных развязок...

Построенная недавно развязка под мостом «Восемьсотлетия Вологды» безусловное благо и работа на перспективу. Но в данный момент её позиционирование в качестве средства избавления от пробок мне видится странным. Так как съезжать с моста направо по берегу на улицу Ленина выгодно единицам. А связь развязки с Советским проспектом фактически отсутствует. То есть, развязка построена, а ехать по ней особо некуда. Значит, транспортный поток, идущий из районов Заречья и Водников, по-прежнему будет упираться в светофор на улице Зосимовской. Большинству нужно прямо или налево.

По мнению администрации, приведение набережной в порядок - часть плана по повышению привлекательности города для туризма. Это безусловно правильное решение. Однако если из набережной собираются сделать полноценную двухполосную дорогу, то для пешеходов не останется места. Тогда причем тут туризм? А если она планируется как пешеходная зона, тогда причём тут развязка? Если бы с помощью Пречистенской набережной удалось соединить Советский проспект с Октябрьским мостом, то конечно можно было бы разгрузить улицы Зосимовскую и Ленина. Но сделать это в данный момент проблематично.

- Еще одна проблема Вологды - вечно раздолбанные дороги, причем независимо от количества ремонтов их качество, такое чувство, не улучшается. В чем секрет? Плохо строят, или что-то еще?

Никакого секрета нет. Есть три проблемы.

Первая - законодательная. В стране отсутствуют четкие правила, регламентирующие текущий ремонт и поддержание дорог в исправном состоянии. Например, существует ГОСТ 50597 (1993 года! Ему уже 20 лет в обед!) в котором сказано, что устранить яму на дороге необходимо в течение 5 - 10 дней. Но как выполнить это требование в реальных условиях и зачастую при отсутствии достаточного финансирования - никто не знает. Очевидно, для качественного и оперативного ремонта должна существовать определенная процедура, прописанная законодательно, которая возлагает на Администрацию не только обязанности, но и даёт ей право требовать финансового обеспечения на федеральном уровне. В итоге, асфальт кладут в лужи, а ямы заделывают кирпичами. Это не запрещено. В сроки уложились. А то, что через две недели всё это смоет дождем - никого не волнует.

Также, у этой проблемы есть одно следствие - отсутствие системы гарантии качества ремонта, соответствующей современным реалиям. Если не ошибаюсь, сегодня гарантия на «ямочный ремонт» (которого, кстати, законодательно не существует в природе, это всё самодеятельность на местах) составляет от трех до семи месяцев. Это не гарантия, а профанация и растрата бюджета («в особо крупных», между прочим). В новом финансово-отчетном году всё можно списать на холодную зиму и обанкротившегося субподрядчика. А если бы гарантия составляла 2 - 3 года и отвественность делили бы между собой и заказчик (город) и исполнитель (субподрядчик), то пришлось бы делать ремонт более качественно.

Вторая проблема - организационная. Оперативный мониторинг за состоянием дорожной инфраструктуры оставляет желать лучшего. Очевидно, для этого нет ни законодательных механизмов, ни современных технических средств. Администрация, совместно с ГИБДД и Дорнадзором проводит глобальный мониторинг лишь по весне. Но формально эта проверка выявляет только совсем уж застарелые проблемы. А дороги разрушаются постоянно, даже если они сделаны хорошо. Это естественный техногенный процесс. Особенно в нашем климате. Но Администрация почему-то не желает (или не может? или не умеет?) заниматься этой проблемой более серьезно. В итоге, пока автомобилисты не напишут жалобу на яму - её как бы и не существует для мэрии.

Я уверен, муниципалитет или не знает точно, или, скорее всего, просто боится сказать вслух, сколько на текущий момент нужно денег для ремонта городских дорог. А если не предоставлять реальные оперативные данные при вёрстке бюджета, то возникает недостаток финансирования - третья проблема. Если бы мэрия лучше планировала бюджет расходов на ремонт, то не возникало бы ситуаций, когда из года в год автомобилистам в ответ на жалобы приходят отписки «финансирование на текущий год не предусмотрено». Например дорога в Баранково. Пройдет еще два три года и дорога просто развалится. И никакой "ямочный ремонт" её уже не спасет, а на капитальный денег не будет.

В итоге мы топчемся на месте: мониторинга нет, планирования нет, законодательной базы нет, финансирования и госгарантий нет, ремонта хватает до сентября.

И судя по всему, это надолго...

пробки, что делать?, Администрация, Безопасность дорожного движения, Вологда

Up