Весенние перевертыши.

Feb 07, 2013 07:38

Оригинал взят у oberega в Весенние перевертыши.
Поговорим о серьезном. О куклах. Вы ведь тоже любите предания старины глубокой, с легким флером народной мудрости? Вот, например, традиционная русская кукла-перевертыш девка-баба,я знаю, что многие читатели... читательницы ее давно приметили и воплотили в авторском варианте. Не знаю как вам, а для меня самое интересное в фольклорных текстах разного вида - это их интернациональная всепроникаемость, будь то блуждающий сказочный сюжет или вот кукла. Фольклорные формы не просто примитивны, они есть порождение человеческого бессознательного, порой коллективного, порой индивидуального, но общего для вида Хомы Сапиенса. Поэтому иные сказки Африки так похожи на наши, поэтому русская кукла вдруг возьмет да и встретится на земле американской.
Знакомьтесь, это Topsy Turvy Doll




Ее родина - США, вероятнее всего южные штаты, и появлением своим она обязана отнюдь не движению за права чернокожего населения Америки. Это игрушка появилась задолго до войны Севера и Юга. На одном конце была кукла чернокожей рабыни няньки или служанки, на другом - белой девочки или хозяйки. У исследователей нет единого мнения в определении целевой аудитории данной игрушки. Одни говорят, что куколку делали родители для детей рабов, которым было строго-настрого запрещено играть с черными куклами, поэтому был предусмотрен простой механизм как при приближении надзирателя быстро превратить черную куклу в белую. Другие утверждают, что игрушка, напротив, делалась для белых хозяйских детей, чтобы у белой кукольной госпожи всегда была служанка для выполнения игровых поручений. После окончания гражданской войны в кукле закрепился образ белого ребенка и чернокожей мамы-няньки.



После 1900 года началось массовое производство кукол. Рекламный слоган гласил: "Turn me up and turn me back, first I'm white, and then I'm black." (поверни меня вверх и поверни обратно, сначала я белая, а затем черная). В 1901 году кукла обрела нарисованное лицо,



а через некоторое время появились деревянные куклы с гнущимися руками.



Поскольку строение куклы позволяло использовать ее не только непосредственно в детской игре, но и в пестовании, а затем и обучении, демонстрируя контраст между добром и злом, молодым и старым, человеком и животным и т.д., то вскоре игрушка стала нести на своих концах все более причудливые сущности. В 1940-ых гг выпускалась кукла под названием Topsy and Eva Doll имеющая два белых лица,



а вскоре стали появляться куклы с несколькими головами с одной стороны и одной с другой. Например Златовласка и три медведя или Красная Шапочка и бабушка-серый волк.



Сейчас теоретики видят в первоначальной кукле и зеркало, отражающее природу американской нации и символ борьбы афро-американского населения за свои права и еще много всего разного, но мне то кажется, что, как и всякая народная форма, кукла с двумя лицами отражает значительно более древние попытки визуализировать разнообразие человеческой сущности.

шитье

Previous post Next post
Up