A20 превращается в A22, или ускоренная постановка на конвейер

Apr 18, 2019 16:27

Оригинал взят у xkeda в A20 превращается в A22, или ускоренная постановка на конвейер



Вступление
Франция пала, Великобретания в спешке эвакуировалась из Дюнкерка, побросав в Европе практически все свои имевшиеся к тому времени танки. Англию можно описать цитатой из фильма Большой куш "Давай быстрей, пока фашисты не высадились". И, в условиях сложившейся обстановки, им было необходимо в срочном порядке организовать массовое производство нового танка.

Как преображался A20
Вспомним, что война в Европе оказалась совсем не той, к которой готовилось командование. Все наработки по танку A20 резко стали неактуальны, окопной войны не получилось. Но новый танк нужен был позарез. Тогда ещё не было того послезнания, что Германия высаживаться так и не решится и повернёт свой взгляд совсем в другую сторону. На основе A20 было решено сделать новый танк под новые спецификации, притом производство этого танка поставить на поток параллельно на множестве непрофильных предприятий. Внимание, вопрос залу: каким образом можно добиться массового производства на заводах, которые раньше к танкам практически никакого отношения не имели. Вижу, руку тянет восточный товарищ. Правильно, садись, пять - поставленной задачи можно добиться максимально возможным упрощением танка.

24 июня 1940, спустя четыре дня после капитуляции Франции, была организован встреча Tank Board, на которой было постановлено: до 27 июня 1940 выдвинуть требования на новый танк A22 с планом к 31 марта 1941 уже иметь достаточное количество тяжёлых танков.
Соответственно, 26 июня были готовы новые требования:
  • Необходимо наладить серийное производство параллельно на множестве предприятий
  • Из первого пункта вытекает максимальное упрощение конструкции
  • При этом необходимо снизить вес до 35 тонн
  • В корпусе танка остаётся 3-х дюймовая гаубица, в башне 2-х фунтовая пушка, от пулемётов по бортам танка отказываются (по гаубице были возражения у некоторых членов Tank Board, но их не приняли во внимание).
  • Скорость необходимо поднять до 15 миль в час (24 километра в час).
К 6 июля 1940 премьер-министром Черчилем сверху был поставлен план - 500 танков до марта. После этого к делу наконец подключили фирму Vauxhall Motors, которая уже принимала участие в разработке подвески для A20 и, соответственно, имела с ним близкое знакомство. К августу 1940 дизайн танка более менее устаканился, и уже изготавливался деревянный макет. Да и первый экземпляр нового двигателя Twin Six уже находился на тестах. Как мы помним, в августе как раз первый прототип A20E1 был поставлен на Vauxhall.
В сентябре 1940 работы по разработке был закончены, подготовка к производству была завершена примерно на 50%.

Курсивом про Tank Board
Маленькое отступление по поводу болтологии в Tank Board. Нужно примерно понимать себе как это происходило. В принципе, можно проецировать на любое мало-мальски большое рабочее совещание с техническим блоком и начальством. Собирается встреча, из угла зала раздаётся голос "танк слишком дорогой и сложный, давайте будем поворачивать башню вручную и уберём пол у башни". Представитель военных только-только робко тянет руку, как его прерывает председатель - а что, идея годная, проработайте такой вариант, потестируйте на Матильде. И военный, скрипя зубами, записывает задание себе в блокнотик. К следующей встрече долго и нудно проводится тестирование, в котором выясняются очевидные стороннему наблюдателю вещи - что экипаж должен быть акробатами, а боевая эффективность снижается минимум на 25%. К концу встречи собирается список для дальнейшего рассмотрения, в котором надо опять переосмыслить вопрос вооружения к следующему собранию. После чего всего ходят друг к другу по кабинетам в течение недели с маленькими контр-предложениями, а в конце следующей встречи заметка "рассмотреть вопрос вооружения" всё так же остаётся на повестке дня. И так раз за разом. Кстати, по поводу вращающегося пола башни и ручного механизма поворота я не шутил - такое предложение действительно было в ходе разработки A22, лишь слегка разбавил повествование художественными деталями.

К 20 сентябрю, например, выяснилось, что гаубиц на танки категорически не хватает, потому что когда делался заказ на производство, танк A22 ещё не рассматривался и соответственно необходимые ему 500 пушек не закладывали в план.




Прототип корпуса A22 на испытаниях. Вместо башни установлен массо-габаритный макет, очень похожий на тот, что ставился на A20.

К октябрю 1940 Vauxhall Motors собрала пилотный корпус танка и приступила к доустановке различного оборудования и монтажу ходовой. Ситуацию с поставками гаубиц приняли во внимание, и было принято решение вопрос вооружения опять пересмотреть. Но, чтобы не затягивать процесс производства и не вносить изменения в дизайн, корпуса решили производить как есть, спроектированные под гаубицы.

Заклёпочное
По сути, весь процесс проектирования танка занял всего два месяца от момента постановки задачи, а прототип собрали за четыре. Понятное дело, узнаваемые черты исходного A20 перешли на новую машину в полной мере, самостоятельной разработкой танк никак быть не мог.
Вообще, нигде подробным образом почему-то не расписано, что именно поменялось в процессе перехода от A20 к A22, включая очень тяжёлые к восприятию английские книжки. Поэтому я попробовал совместить и отмасштабировать имеющиеся чертежи и сделать собственные выводы. Танк на чертеже представлен в версии Mk II, но особой разницы нет.






Для наглядности я подогнал расстановку танков на чертежах по корпусу, а не по гусеницам. Масштаб высчитан относительно известных длин танков A20 и A22

Относительно размеров танк стал короче. Его длина уменьшилась с 27,5 футов до 24,5 футов (с 8,38м до 7,44м).
При этом стал шире. С 9,2 фута до 10,8 футов (с 2,81м до 3,25м).
По высоте практически остался неизменным. С 8,11 фута (2,47м) для проектной башни, 9,75 футов (2,95м) при использовании башни от Матильды (с командирской башенкой). 8,2 фута для A22 (2,49м).
Без командирской башенки башня Матильды примерно как раз получалась бы высотой под 8,2 фута. Но с ней A20  был значительно выше. Выше привёл сравнительный рисунок.

Танк получилось укоротить на метр, в основном за счёт уменьшения выноса гусениц вперёд и ликвидации "хвоста". По ширине как мы видим сам корпус танка остался точно таким же, всё расширение произошло за счёт массивных воздухозаборников. Если брать к рассмотрению именно корпус, то заметно, что никаких прям принципиальных изменений по сравнению с A20 не произошло. Все основные габариты и характерные особенности остались такими же. Габариты ступеньки на ВЛД, расположение башни, бортовых люков, проёмов воздухозаборников, крышек МТО, люков водителя и помощника водителя - всё осталось точно на тех же местах. Из заметного - ликвидировали бортовые пулемёты и сместили гаубицу к левому борту (водитель должен был вздохнуть с облегчением, вряд ли ему оставалось много места с пушкой у левого плеча). Даже погон остался тем же самым - 1378мм. Гусеницы, опоясывающие весь корпус танка, были главным ограничением к его расширению - иначе пришлось бы делать шире весь корпус. Что не одобрили бы железнодорожники. Воздухозаборники обзавелись массивными направленными вниз кожухами, которые крепились на болтах и их можно было демонтировать при перевозке по железной дороге. В моторном отделении окончательно прописался двигатель Twin Six. Кому любопытно, позади моторного отделения располагалось трансмиссионное отделение.
Из видимых различий можно сказать, что убрали заметную ступеньку/возвышение корпуса в районе боевого отделения, теперь крыша танка стала одной высоты, без пъедестала.

Ходовую упростили. Так как преодолевать лунный ландшафт больше не было особой надобности, вынос гусениц вперёд сделали гораздо меньше. Этим же можно объяснить исчезновение "хвоста". Заодно за счёт меньшего выноса улучшилась обзорность с места механика-водителя. Само опорное пятко контакта гусениц с землёй осталось примерно такого же размера, но убрали большую часть катков, которые должны были поддерживать гусеницу при преодолении траншей - таким образом количество катков сократилось с 14 до 11.
Самым значимым стала абсолютно новая литая башня с вварной или приклёпанной крышей из катанного листа. Здесь можно оценить степень упрощения конструкции танка в целом, потому что, несмотря на то, что башня стала весить примерно на 2 тонны больше башни Матильды, вес пилотного танка снизился до 38,4 тонн в сравнении с 40 тоннами на A20. Вес рассчитывали снизить ещё больше за счёт использования сварки вместо заклёпочных соединений в конструкции, но когда-нибудь потом. Так что собирался танк по старинке, на уголках и клёпках. При этом основу конструкции составляла неброневая сталь, поверх которой приклёпывались листы брони.





Моё видение чертежа корпуса A20 в сравнении с корпусом A22. Упростили ВЛД и в значительной мере переработали "подгусеничные полки" в лобовой части машины. С крышы убрали множественные ступеньки. На фото корпуса A22 можно оценить специфику английского танкостроения во всей красе.

Переход к производству
5 октября 1940 раскидали первоначальный заказ на производство (это не считая заказа T301 на 450 танков, который предположительно был создан под саму Vauxhall Motors):
  • Заказ T747 на 75 танков в Austin Motor Company, Бирмингем (впоследствии был отменён)
  • Заказ T748 на 70 танков в Metro-Cammell Carriage & Wagon Company, Бирмингем
  • Заказ T750 на 70 танков в Leyland Motors, Ланкашир
  • Заказ T751 на 75 танков в Dennis Brothers, Гилфорд
  • Заказ T752 на 50 танков в Broom & Wade Ltd, Хай-Уиком
  • Заказ T753 на 75 танков в Newton Chambers Ltd, Шеффилд
К 21 декабрю 1940 к ним присоединились:
  • Заказ T754 на 70 танков в Harland & Wolff, Белфаст (а вот и создатели изначального A20)
  • Заказ T755 на 70 танков в Gloucester Railway Carriage & Wagon Company, Глостер
  • Заказ T756 на 75 танков в Beyer, Peacock & Company, Манчестер
В дальнейшем количество танков в заказах стабильно увеличивалось.
Если проводить очень грубые аналогии, то Черчилль можно назвать этакой тридцатьчетверкой для англичан. Тем удивительнее, как им удалось сохранить единообразие выпуска и избежать заметных различий машин между заводами. Впрочем, это можно объяснить тем, что эти фирмы занимались в основном финальной сборкой, общий надсмотр над дизайном осуществлялася из Vauxhall.

Первый пилотный танк был окончательно построен к концу декабря 1940, второй в январе 1941. Надо сказать, что массовое производство Черчиллей подстёгивалось их тёзкой премьер-министром. Многие относились к A22 как к эспериментальному танку, и предлагали вместо него сконцентрироваться на производстве уже имеющихся машин, с упором на крейсерские танки.



Churchill I с демонтированнымы воздухозаборниками

Наконец, первые серийные танки стали выходить с заводов в мае-июне 1941 года. За июнь было произведено 14 танков. Это конечно не совсем сходится с первоначальным планом получить 500 танков к марту, но подстегнуть производство не удалось никаким образом.

Что касается названия, наименование серии A, такое как A22, выдавалось Генеральным Штабом при проектировании. Официально танк назывался Infantry Tank Mark IV как очередная ступенька в линейку танков Infantry Tank Mark I (Matilda I), Infantry Tank Mark II (Matilda II) и Infantry Tank Mark III (Valentine). И наконец, в сентябре 1941, приказом премьер-министра всем британским танкам было выдано название (за исключением Матильды и Валентайна, у которых имя уже было). Согласно нему, Infantry Tank Mark IV стал называть Churchill.

А им всё неймётся
В качестве отвлечения от описания танка можно сказать о том, что в сентябре 1940 было выдано задание на разработку новой башни под строенную установку вооружения. Как мы помним, у 2-х фунтовки в принципе не было фугасного снаряда, у 3-х дюймовки не было бронебойного (уосновным был дымовой, а с осколочно-фугасным происходили какие-то растянутые во времени трудности, причину которых я найти в литературе не смог). И чтобы использовать всё вооружение в полной мере - хотели установить обе пушки одновременно в одной башне (кто сказал Maus?), плюс пулемёт BESA, плюс гранатомёт в крыше башни плюс один телескопический прицел на обе пушки. Разработкой совместно занимались Vickers-Armstrong и Stothert & Pitt. К счастью, дальше проработок и возможного прототипирования дело не ушло. Англичане вообще были очень забавные в плане разделения танкового вооружения на чисто противотанковое и чисто противопехотное.

В плане вооружения продолжалась неразбериха с поставками и тем, что производство не успевало за возрастающими потребностями. Поэтому, вместо пулемёта BESA успели рассмотреть и американский Browning и даже Bren. Дошли до того, что если в ходе сборки на какой-то танк не успевали поставить что-либо из вооружений - то установку под него разрешалось заделать заглушкой. Первые 100 танков было решено произвести как есть, лишь бы были, несмотря на все имеющиеся проблемы и недоработки. И только потом начать работу по внедрению модернизаций и исправлений. Я ещё не говорил, что танк вышел необычайно сырым?

Churchill I и Churchill Mark II
Количество танков в модификации Churchill Mark I (или просто Churchill I, до появления других модификаций он назывался просто Churchill, без номера) примерно равно количеству поставленных гаубиц - около 300. В дальнейшем встал вопрос о том, что же делать дальше.



Churchill I преодолевает препятствия

Так появилась версия A22A, она же Churchill Mark II, она же Infantry Tank Mark IVa. Отличалась тем, что дефицитную гаубицу в лобовой части танка заменили на 7,92мм пулемёт BESA. Их построили около 1100 штук.

Коротко пробегусь по главным особенностям. Корпус, как уже говорил, собирается весьма старомодным способом на клёпках. Башня одна и та же для обоих модификаций, литая, с 100мм лба башни и около 90мм в бортах и корме. Маска пушки у танка отсутствует, во лбу башни просто проделано три отверстия - правое для 7.62мм пулемёта BESA воздушного охлаждения, центральное для 2-х фунтовой (40мм) пушки, левое для прицела No.30. С правой стороны в крыше установлен 2-х дюймовый дымовой гранатомёт. Причём есть обрывочные сведения, что первые 1000 башен были отлиты в США по контракту с Pressed Steel Company. Башня вращается электроприводом с двумя скоростями, на быстрой полный оборот башни происходит за 15 секунд, на второй за 24. Ручной привод тоже в наличии.

Гаубица в корпусе танка располагалась слева от водителя. Углы наводки в вертикали составляли от -5 до +9 градусов. Она выстреливала фугасным снарядом весом 5,9 кг со скоростью 183м/с на дальность до 2,2км, и дымовым на дальность до 1,4км. Боекомплект гаубицы составлял 58 выстрелов, по 29 выстрелов слева и справа в гусеничных полках. С поставкой фугасных снарядов возникли определённые сложности, но теоретически в боеукладке их должно было на порядок больше дымовых.


Churchill II на конвеере



Наглядное отличие изображённого на фото Churchill II от Churchill I

На первые 100 танков ставилась пятискоростная коробка Merrit-Brown 301c, в дальнейшем её заменили на четырёхскоростную Merrit-Brown H4. Причиной замены явилось большое количество поломок, а так же то, что на большинстве английских танков стояла четырёхскоростная коробка, так что танкистам было бы проще в обучении. Что любопытно, проведённые сравнительные испытания не показали прям разительной разницы в надёжности коробок. Старая коробка ломалась чуть чаще, новая чуть реже, но зато если ломалась, то с концами. Обе коробки позволяли танку разворачиваться на месте. По двигателю крупных модернизаций не было, за исключением доводки двигателя для достижения большей надёжности. 350 лошадиных сил танку конечно не хватало. Тем более, намечалась тендценция к увеличению веса. Но больше в моторное отделение без переделки корпуса ничего не влезало чисто физически - габаритые моторного отделения тянёлись ещё со времён A20 и двигателя Meadows.
На пятискоростной коробке передач первая передача обеспечивала скорость в 3,28 км/ч, пятая в 25,66км/ч с радиусами поворота соответственно 3,74м и 29,23м.
Для четырёхскоростной коробки для первой передачи это были 2,86 км/ч и 3,3м, для четвёртой 25,66км/ч и 29,23м.


Схема бронирования Churchill I и Churchill II











Внутренне убранство танка и немного схем

Двигатель окружали четыре радиатора, по два на каждый блок цилиндров. За радиаторами располагались шесть соединённых между собой топливных баков, по три на сторону, с общим объёмом 150 галлонов (567,8 литров). Снаружи танка на корме крепился дополнительный топливных бак объёмом 32,5 галлонов (123 литра). Он соединялся с топливной системой, но мог легко выброшен в случае необходимости. За двигателем установлен большой центробежный вентилятор. Дальше сухое дисковое сцепление Borg & Beck, за ним коробка передач, трансмиссия и бортовая передача. Тормоза гидравлические на оборудовании Lockheed. Сцепление и система эпициклического поворота управлялись сжатым воздухом посредством компрессора Clayton Dewandre. Электропитание напряжением 12 вольт осуществлялось от двух шестивольтовых батарей. Основной генератор располагался в двигательном отсеке. Был ещё вспомогательный в трансмиссионном отделении, который питал башню. Помимо этого, за сиденьем стрелка/помощника водителя находился одноцилиндровый  бензиновый двигатель-генератор Delco-Remy. Он крепился в случае необходимости на крыше трансмиссионного отделения и мог дать достаточно питания (я так понимаю электрического) для старта основного двигателя.




Оригинальные первоначальные траки с приклёпанными пластинами и обновлённые литые траки

Со временем заменили траки. У ранних Черчиллей их было два варианта. Первоначальный вариант траков создавался под большим впечатлением от танков первой мировой. Он состоял из крупной штампованной пластины, которая крепилась клёпками на внутренние направляющие. Всего было 140 траков. Впоследствии их заменили менее крупными литыми короткими траками с менее агрессивным профилем. Их было уже 144, что повлекло за собой замену ведущего колеса и ленивца. Каждый трак нового типа весил около 5 килограмм.

Немного о подвеске
Подвеска у ранних танков индивидуальная, состоит из своего рода тележек в количестве 11 штук, которые крепятся к корпусу танка. Каждая тележка содержит сдвоенный каток и четыре пружины, вложенные друг в друга. Ход подвески составляет 3 дюйма (76,2мм), и ещё 2 дюйма (50,8мм) на отскок. Но на некоторых тележках отскок ограничен для комфорта езды. Каждая тележка весит 152,4 кг, все они идентичны и взаимозаменяемы за исключением толщины площадки отскока.
Первая тележка не несёт нагрузки и включается в работу только при преодолении препятствий. У второй тележки ограничен отскок и она так же не находится в пятне контакта с поверхностью. Тележки с третьей по десятую принимают на себя весь вес танка. У одиннадцатой тележки ограничен отскок и она служит скорее для натяжения гусениц. С боков тележки после монтажа на корпус прикрываются небольшыми броневыми пластинами.
Верхняя ветвь гусеницы у ранних танков лежала на пяти выступах поверх корпуса, поддерживающих катков не было. Надо сказать, что сама ходовая была крайне шумная, а при перекате траков по этим гребням гремела ещё больше, поэтому потом выступы заменили на направляющие рельсы на всю длину корпуса. Чтобы не уходить далеко от дизайна времён Первой Мировой - и направляющее колесо и ленивец были зубчатыми и сцеплялись с траками. Поэтому и была необходимость менять не только ведущий каток, но и ленивец при смене типа гусеницы. Сам ленивец располагался спереди танка, ведущий каток был сзади.




Вид ходовой без пластин брони, тележка и её схема

По ходовой, и в частности, по каткам, можно сказать, что британцы постоянно пытались найти возможность их усиления. Потому что на специальном стенде на заводу Vauxhall катки приходили в негодность за несколько часов испытаний. При этом робовали стали разных марок - но все попытки неизменно заканчивались провалом. Одно время даже тестировали катки с резиновыми бандажами. Но в Великобритании была некоторая проблема с наличием резины. А испытания показали, что на скоростях выше 10-12 км/ч резиновые бандажи начинают интенсивно греться и разрушаться. Кроме того, очень пронзительно и неприятно свистят, вызывая дискомфорт экипажа.

Churchill I CS (Close Support)



Churchill I CS с двухфунтовкой в корпусе и трёхдюймовкой в башне и его трёхмерная модель

В Северной Африке некоторое количество Churchill I подверглись модификации. Пушки в корпусе и башне поменяли местами. Правда, по некоторым сведениям, осколочно-фугасного снаряда к гаубице так и не было, поэтому смысл модификации стоит под большим вопросом.



Осталось только поставить комбашенку (с)
Churchill I CS с двумя гаубицами

В Италии развлекались тем, что приваривали Черчиллям командирские башенки от Panzer III. Помимо этого, в Италии Черчилль поддержки изготавливали таким образом, что обе пушки танка менялись на 3-х дюймовую гаубицу. Не могу сказать точно, ставили ли командирские башки только на эту модификацию или они могли попасть на любой Черчилль.


Красивая моделька Churchill I CS Reworked с двумя гаубицами и командирской башенкой от тройки

Программа доработок (Rework)


Ранняя проработка модернизации. Уже установлены крылья, но воздухозаборник старого образца.

В ноябре 1941 была запущена программа доработок для первых 1000 танков. Но не первых 300, которые видимо считались слишком ушатанными для того, чтобы на них тратиться. Таким образом, переработке должны были подвергнуться только Churchill II. Хотя есть фотографии, по которым получается, что несколько Churchill I всё таки тоже доработали.
В первую очередь доработке подверглись воздухозаборники. Раньше они были направлены вниз, поэтому при езде активно засасывали грязь, опавшие листья, пыль и прочие прелести бездорожья. Что не самым хорошим образом сказывалось на работе танка и превращало его в огромный дребезжащий пылесос. Поэтому дизайн воздухозаборников был изменён, из характерной полукруглой формы они стали квадратными с забором воздуха из верхней части.
Второй доработкой оказалась установка надгусеничных крыльев. Помимо этого, установили направляюще рельсы для верхней ветви гусеницы. Ещё немного усилили некоторые из тележек подвески и провели работу по устранению части недостатков, но визуально этого почти не различить. Самых существенных проблем с двигателем, ходовой и трансмиссией доработка не затрагивала.


Установка рельс для скольжения верхней ветви гусеницы

Так как производство танков уже было поставлено на поток, и все фирмы-производители более менее втянулись в работу, было решено, что с заводов Vauxhall Motors и Broom & Wade полностью снимается производство новых танков, и с 1 марта 1942 по 1 апреля 1942 они полностью занимаются лишь программой модернизации.


Подвергшийся модернизации Churchill II. В глаза бросаются квадратный кожух воздухозаборников и установленные крылья

Стоит сказать, что программе модернизации так же подверглись ранние Churchill Mark III, которые были произведены до марта 1942, но это я затрону в следующий раз.

Заключение
Танк вышел очень сырым, страдал от множества детских болезней. Несмотря на действительно впечатляющее по тем временам бронирование, был совершенно неадекватен ему в плане вооружения. Ведь если вспомнить, та же двухфунтовка стояла и на лёгком Valentine и на средней Matilda II. Сам себя он не мог пробить по-моему никуда. Впрочем, эволюция не стоит на месте, и очень скоро танк получил логичное развитие вооружения...

[КДПВ]










[КДПВ 2]



[КДПВ 3]


Историчные фазы Луны, Нет покоя ебанутым, Раз заклёпка два заклёпка, Много картинок!

Previous post Next post
Up