Дела инженерные Сам я бы такое читать не стал, всё-таки разнообразие инженерных машин мне не так интересно. Боевые машины сами по себе интереснее. Но, как это всегда бывает в интернете, на эту тему всё оказалось крайне запутанно, и поэтому пришлось долго и нудно разбираться самому. А если разобрался сам - почему не поделиться своими знаниями с остальными.
AMX-30H
Вид спереди/сзади
Начнём с мостоукладчика. Машина начинала разрабатываться по заказу EMA (Etat major Armée) ещё в 1963 году, до запуска самого AMX-30 в серию. Ходовой частью занималась ARE (Atelier de Construction Roanne) - первоначально она представляла собой шасси ещё предсерийного танка AMX-30A без башни. Надстройкой и мостом занималась CEF (Compagnie d´ Exploitation Francaise). По-французски вся машина целиком называлась Char moyen poseur de pont Modele F1, и ей было присвоено название AMX-30H. К 1967 году был выпущен прототип на базе всё того же AMX-30A, который начал проходить испытания только с 11 мая 1971 и закончил их 10 сентября 1971, с последующим заказом 5 машин и оценкой прототипной машины как сильно изношенной. Прототип был отправлен на заслуженный ремонт. Первоначально предполагалось заказать 20 машин для французской армии (10 машин в заказе от 28 октября 1969 и ещё 10 в заказе от 22 октября 1971), которые были дополнены 4 машинами для Венесуэлы заказом от 14 февраля 1972. В итоге общий заказ был сокращён до 6 единиц, которые были доизготовлены в 1972 году на AMX-APX уже на базе AMX-30B. Между тем, прототип, после его ремонта, продолжил проходить испытания с 1973 по 1974 год. В итоге французская армия 22 июля 1975 отменила программу окончательно, посчитав, что машина не подходит для её нужд, особенно в виде всего 6 экземпляров. Мостоукладчик не стали принимать на вооружение, предпочтя альтернативу на колёсном шасси в виде машины PAA (Pont Automoteur d’Accompagnement).
Получившаяся в результате разработки машина весила 42.5 тонны, позволяла возводить раскладывающийся мост длиной 22 метра с расстоянием между опорами 20 метров и временем развёртывания около 5 минут. Ширина моста 3.1 метра, но за счёт дополнительных панелей может быть доведена до 3.95 метров. Сам мост весом 8.5 тонн позволял проходить транспорту весом до 40 тонн, а при проявлении мер предосторожности - до 46 тонн. В соответствии с доктриной, на машину перекочевала фильтровентиляционная установка для защиты от ОМП. Собственных средств вооружения, за исключением личного оружия экипажа из трёх человек, мостоукладчик не получил. В конце концов в 1975 году на машину был найден покупатель в виде Саудовской Аравии, предзаказавшей сначала 15 машин. Но сойтись смогли только на 12 AMX-30H - 5 французских машин, 4 венесуэльских машины (вместо которых те вроде бы получили БРЭМы AMX-30D) и 3 машины, построенные специально для арабов. Поставки начались в 1976 году и длились до 1979 года.
За работой
Всего было построено 13 машин. Я могу ошибиться в подсчёте из-за необходимости переводить гугл-переводчиком куцые французские источники. Но похоже получается, что было построено 6 французских машин (общий заказ на 6 машин, который по факту включил в себя прототип и 5 предсерийных экземпляров), 4 венесуэльских машины и 3 арабских. Саудовской Аравии не достался только прототип на шасси AMX-30A, вероятно из-за своей сильной изношенности.
AMX-30D
Естественно, не могло обойтись и без ремонтно-эвакуационной машины. Её начали разрабатывать с самого момента выпуска танка - с 1966 года. Но создание первого прототипа затянулось аж до 1971 года. В 1973 году за ним последовало производство 5 пред-серийных машин. Дальше был произведён заказ на 100 БРЭМ, которые начали изготавливаться с 1975 года. Чем всё это время 9 лет таскали танки AMX-30B - загадка. Машина получила название AMX-30D, причём эта D указывало сразу на две задачи: D как Depanneur-niveleur и D как Char de Dépannage, то есть грубо говоря буксировщик и ремонтник. Сама БРЭМ в целом стандартна. Вооружение из 7.62мм пулемёта NF1 на командирской башенке, установлены отвал, защита от ОМП, две лебёдки для вытаскивания (основная позволяет тянуть максимальный вес в 35 тонн, снабжена 90 метрами 34-миллиметрового кабеля, вспомогательная тянет 3.5 тонны, снабжена 120 метрами 11.2-миллиметрового кабеля) и гидравлический кран. Последний способен поднимать 12 тонн при угле поворота до 240 градусов, или 15 тонн прямо перед собой. Для возможности продвижения вслед за танками также способна преодолевать водные преграды глубиной до 4 метров.
В процессе доставки двигателя
По непроверенным данным из интернета, существует состоящая только на вооружении Франции усиленная версия AMX-30DI, которая способна поднимать 15 тонн на все 240 градусов. Сзади машины установлена специальная площадка, на которой она может перевозить запасной двигатель. Вес машины в снаряженном состоянии 36 тонн, а при перевозке запасного двигателя достигает 40 тонн. Экипаж 4 человека - командир, водитель и два механика.
В варианте FORAD
Для экспорта в жаркие страны, опять же по непроверенным данным, существует версия AMX-30D(S), которая в целом аналогична тем изменениям, которые были произведены для танка AMX-30S, о котором я напишу позже. В целом я могу ошибаться, но кажется все машины делались на базе AMX-30B, без использования шасси AMX-30B2.
И в 1998 году часть AMX-30D вслед за самими танками начала проходить ремоторизацию на Renault Mack E9 750лс.
AMX-30EBG
Следом была спроектирована бронированная инженерная машина. По-французски Engin blindé du génie. На этот раз машину делали на базе AMX-30B2. Машина во многом напоминает AMX-30D, и делалась на его наработках. Разработка машины ведётся ещё с 1980х (предположительно с 1984), прототипы построены в 1987 году и даже были отправлены на испытания на Войну в персидском заливе в 1991. Правда, непосредственно в первой линии не участвовали. Сказалось плохое знание экипажами своих машин. Да и сама поездка выявила множество «детских болезней». На вооружение, по одним из данных, машины были окончательно приняты только в 1993 году.
Хотя машина и основана на AMX-30B2, судя по правительственному сайту Франции, трансмиссия заменена на Gamme VP13.
142мм пушка и 4 пусковых установки для дистанционного минирования
Над всем этим мини-башенка с пулемётом
Экипаж машины состоит из 3 человек (командир, механик-водитель и оператор). В качестве вооружения имеется один пулемёт 7.62мм NF1. Перед командирской башенкой в невращающейся установке находится 142мм пушка (canon de démolition), которая использует для расчищения завалов, доставляя 10-ти килограммовые заряды на дистанцию от 30 до 550 метров (5 зарядов в боекомплекте). В этой же конструкции имеются 4 пусковых установки, в которые вкладываются тубусы CLM. Тубус CLM представляет собой герметичную трубу, с одной стороны которой встроен вышибной заряд. Внутри находится 5 мин, между которыми вставлены разделительные пружины для рассеивания после выстрела. Эта система позволяет производить дистанционную установку противотанковых мин MI AC DISP F1 (Mine antichar dispersable modèle F1). Мины выстреливаются на дистанцию до 260 метров, таким образом из 4 установок за раз можно выпустить 20 мин). Мины снабжены таймером самоликвидации, которые настраиваются в промежутке 1-96 часов с дискретностью 1 час.
Чем не Warhammer?
Как обычно, в наличии фильтровентиляционная установка, приборы ночного видения. Имеется ковш-отвал для преодоления завалов, лебёдка, тянущая массу от 15 до 20 тонн с длиной троса 80 метров, грейфер на гидравлической руке и даже выносная дисковая пила. Осталось только покрасить в красный и нарисовать шашечки. Масса всей установки колеблется в районе 40 тонн.
AMX-30EBG SDPMAC
Рама SDPMAC, установленная позади машины
Новая машина получила к названию приставку SDPMAC от système de déminage pyrotechnique pour mines antichars и была представлена в 2008 году. Представляет из себя установку на AMX-30EBG израильской системы удалённого разминирования CARPET фирмы Rafael. Система состоит из 20 пусковых установок калибра 265мм, которые выпускают объёмно-детонирующие боеприпасы. Вес каждой ракеты составляет 46 килограмм, из них вес боевой части - 20 килограмм. Ракеты выстреливаются с небольшой задержкой, и позволяют за минуту проделать проход в минном поле длиной 100 метров и шириной от 6 до 8 метров. Снаряды выстреливаются на дистанцию 65-165 метров. Вес всей системы в пустом состоянии составляет 2.4 тонны, в снаряженном 3.5 тонн. Запуск возможен в ручном режиме (одиночный запуск), полуавтоматическом или автоматическом. Стометровый проход проделывается при запуске всех 20 ракет. Ракеты летят вдоль одной оси и падают на расстоянии 5 метров друг от друга.
AMX-30EBG-VAL
К 2011 году часть машин была модернизирована, получив приставку VAL (VALorisé). Улучшению подверглись как базовые машины AMX-30EBG (42 штуки), так и машины SDPMAC (12 штук). При этом базовые машины AMX-30EBG в ряде источников называются как AMX-30EBG F1, видимо для того, чтобы не путаться. Вообще у французов всё просто, если не знаешь, что как отличить - смело добавляй Modèle F1 в названии, у всех первых вариантов машин оно всегда где-нибудь да прописано. Контракт на саму модернизацию был заключён с фирмой Nextor в 2006 году.
Машины оснащены новой двухрежимной камерой, лазерным дальномером и усовершенствованной системой контроля за полем боя SIR, которая позволяет передавать цифровые данные при помощи устройства тактической радиосвязи Thales PR4G. Новая дисковая пила увеличила радиус применения в два раза. Машина подготовлена для установки съёмных бронированных модулей. Добавлена система постановки дымовых завес GIAT/Lacroix GALIX по аналогии с AMX-30B2 BRENUS. Количество членов экипажа сокращено до двух - командира и механика-водителя.
AMX-30EBD/AMX-30B Demin
Участие в 1991 году в Войне в персидском заливе выявила теоретическую необходимость иметь средства преодоления минных полей. AMX-30EBG получился сырым и больше подходил для расчищения завалов и прочих инженерных работ. Поэтому в срочном порядке было найдено временное решение в виде 6 старых танков AMX-30B, на которые были установлены советские тралы из немецких запасов, оставшихся после воссоединения Германии. Чтобы предотвратить травмы экипажа, на танки была установлена система удалённого управления. Башня танка развёрнута назад, спереди закреплен колейный минный трал КМТ-5.
Минный трал оказался достаточно тяжёлый для французской машины, вызывал перегруз передних катков, и мехводы опасались за работу двигателя и трансмиссии на таких режимах. Поэтому был разработан план применения: большую часть времени вне боевых порядков танки перевозились грузовиками типа VTLR (Véhicule Transport Logistique avec Remorque). VTL - это Véhicule Transport Logistique, то есть средство транспортной логистики, проще говоря грузовик. Avec Remorque - тоже самое, только с прицепом. В их качестве выступал Renault RVI G 290. Минутка отступления: в ходе той операции французы использовали два грузовика, Renault RVI G 290 грузоподъёмностью 45 тонн и Renault TRM 10000 грузоподъёмностью 10 тонн для перевозки боеприпасов и личного состава. Так же был вариант с перевозкой трала отдельно на грузовике, танк в таком случае двигался своим ходом.
Поехали
В случае необходимости применения танк выгружали, экипаж пересаживался в бронетранспортёр VAB и осуществлял управление машиной удалённо. Название модификации разнится, встречаются как наименования AMX-30EBD (Engin Blindé Démineur), так и просто AMX-30B Demin (Deminage). И даже AMX-30B DT (Demineur Tank). Хотя первое более распространено и, видимо, более правильно. Остальные лишь путают стороннего читателя.
Что забавно - минных полей французы так и не встретили. Как повлияли бы близкие разрывы на танк, его подвеску и двигатель - так и не узнали.
AMX-30B2 DT
Вот эти ребята
Однако, подобная импровизация не прошла даром, и впоследствии французы взялись за машину разминирования по-серьёзному. За основу был взят AMX-30B2, причём с дополнительной защитой по типу BRENUS. С названиями опять существует определённая путаница, иногда эта машина так же называется EBD. Но на официальном сайте компании-производителя Nexter машина обозначается как AMX-30B2 DT (DT от Demineur Tank).
Ножевой трал RAMTA
Танк на этот раз подвергся более серьёзным переделкам, из башни даже была демонтирована пушка.
Правильнее было бы назвать всё это тактической единицей, потом что в состав разминирования входят:
1 специальный бронетранспортёр VAB для удалённого управления, способный работать на дистанции от 1 до 2 километров
3 грузовика Renault TRM 10000 для перевозки отцепленных от танков тралов
Катковый трал URDAN
Дополнительно на машинах установлен генератор магнитного поля DEMETER/DEDALE (похоже разные названия для одного и того же) для подрыва мин с магнитным взрывателем. Глубина подрыва мин механическим путём составляет 30 сантиметров. Операторы способны удалённо управлять всеми тремя машинами одновременно из одного бронетранспортёра.
Видны "уши" генератора магнитного поля
AMX-30 Grue
Фирмой GIAT для каких-то своих внутренних нужд был собран один кран на базе шасси AMX-30R (о нём потом). Оригинальное шасси было взято практически без изменений, и сверху была приделана платформа-крана фирмы Pinguely-Haulotte. Год производства крана неизвестен, но фирмы Pinguely и Haulotte были объединены в одну Pinguely-Haulotte в 1995 году, а GIAT переименовался в Nexter в 2006 году.
Конец второй части У меня несколько закончилось терпение собирать информацию, и нужно взять небольшой перерыв. Остались неосвещёнными различные зенитные и ракетные танки, 155мм САУ, прототипы AMX-32, AMX-40 и AMX-30C2, а так же экспортные и экзотические модификации. Потихоньку буду в них копаться.