Jul 09, 2016 17:30
Сергий Введенский
«И возопили они громким голосом, говоря:
доколе, Владыка Святый и Истинный,
не судишь и не мстишь
живущим на земле за кровь нашу?».
Отк.6:10
На каком основании ты имеешь право ждать, требовать исполнения просимого, на каком основании ты можешь обижаться, пересматривать отношение к человеку?
Со времен лекций ректора Института христианской психологии отца Андрея Лоргуса мало что изменилось.
Его удивительная трилогия лекций «Чувства и страсти» дает нам однозначный ответ на этот вопрос - итак, освежаем в памяти.
Обида делится на реальную и мнимую. Если обида реальная, то прощать легко и быстро. В случае мнимой, гораздо хуже. А зависит все от характера ожиданий, насколько ожидание адекватно?
Действительно ли мир, жизнь, другие люди должны оправдывать мои ожидания, и могут ли они в принципе все их оправдать?
Рассмотрим условия, при которых обида имеет право быть, и быть сильной, потому что обида, в принципе, сама по себе, очень сильная эмоциональная реакция. Условия, когда мы имеем полное право обижаться на человека.
1 Человек знал о моих потребностях - что мне конкретно именно от него нужно, и я это жду
2 Он понял и согласился мою потребность удовлетворить, был устный (проговоренный не в голове и фантазиях, а наяву) договор об этом.
3 У этого человека не было объективных причин нарушить обещание!
В этих и только этих условиях есть адекватная причина обижаться и недоумевать, гневаться и выяснять отношения, дуть губы и смотреть исподлобья.
Если человек не знал о нашей нужде и наших ожиданиях от него, мировой нашей грусти, при которой он должен был бы… Это называется неадекватное ожидание.
Если он знал, но мы не договаривались; если он не согласился нам помогать, а мы только думали в своей светлой головушке, что настоящий там самый пренастоящий друг, жена, муж обязаны вот тут как конек-горбунок вытаскивать нас из очередной вырытой нами же самими ямы, без нашей просьбы помогать нам, ведь он пренастоящий же …то, вот насчет него точно не знаю, но мы тут настоящие фантазеры, причем сказочные, с элементами неадекватности.
Если же у человека были объективные причины, по которым он не смог выполнить обещанное, а мы все же дуемся на него, то тогда мы зажравшиеся себялюбивые глупцы-уродцы, даже с красивыми заплаканными от горя глазоньками.
А что если все три условия соблюдены: человек знал, согласился, и не было причин не исполнить обещанное, что же тогда? Обижаться?
Повторим: обида сильная эмоциональная реакция, внутри нее очень много энергии.
И функция обиды как чувства - просигнализировать нам о том, что что-то не так в отношениях. Что хочет сказать нам человек вот этим нарушением договора, о чем предупреждает или же уже просто кричит нам, о чем?
Тогда вот мы вправе спросить и должны спросить, ради себя, ради него, ради нашего прошлого, настоящего, будущего, спросить - что происходит? Почему? Та сила, энергетика обиды, как раз и даны нам для того, чтобы пойти на честный откровенный разговор, разговор с этим человеком, а не с подружками и друзьями за его спиной.
Реальные обиды скоротечны, а вот обижание, когда цель твоей обиды - вызвать чувство вины у другого и через это чувство им манипулировать, это уже просто-напросто стратегия поведения. Хитрая, наглая, подлая манипуляция.
Зачастую многие выбирают этот метод как форму общения с другими людьми. Потому, что в жесткой социальной рабочей сфере, где есть права, обязанности, проговоренные, прописанные, обиды мало. Здесь никто ничего никому не должен, по крайней мере, в эмоциональной сфере.
Эти размышления, некоторые постулаты и выводы важны нам для того, чтобы теперь поставить на место другого человека уже не человека, а Бога, и подумать о том, возможна ли обида на Бога в принципе, имеет ли человек на это право?
Я думаю, что тут вот надо тщательно смотреть на три позиции, с той и другой стороны. Что за человек, что за обида, и, простите, что за бог там в вашем небе водится. Да, да, к сожалению, там может быть существо, ничего не имеющее общего с тем, кого называют Богом, или это вообще не существо, а иллюзия, обман, самообман, фантазия, плод детской травмы или психологического переноса.
Мы будем говорить о Боге, который обладает следующими свойствами, изложенными преподобным Иоанном Дамаскиным:
«Бог безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех вещей, Всемогущ, Вседержитель, Всевидящий, Промыслитель обо всем, Владыка всего.»
Вот мы определили Одного из двоих. Как же нам теперь определить самое непостоянное и постоянно меняющееся
существо на земле - человека? Ад-рай, земля-небо, ничто-все, прах-бог? Как? Сложно, очень сложно, поэтому возьмем человека лишь в момент его обиды на Творца.
На каком духовном, душевном, психологическом, физическом, интеллектуальном уровне у тебя возникла обида не него? Что ты ждешь, и что было обещано тебе? Что ты придумал, а что есть непреложно? Что можешь требовать от Него и почему Он должен это дать, тебе?
Кто ты сам сейчас? Сколько тебе лет сейчас? Нет не по паспорту, и даже не с момента зачатия, я про другой возраст, я говорю о взрослости. Что за вопль сейчас исходит из твоего растерзанного сердца? «Папа, дай, хочу, ты должен мне!» или «Отец, для чего ты меня оставил?». Это очень важный вопрос, ответив на него, человек может уже сам полностью снять вопрос претензии к Богу.
Мы говорили, что обида бывает мнимой и настоящей, адекватной и как метод манипуляции. Так же и здесь, обида в принципе возможна на Бога и может существовать, ведь у нас нет различий чувств и эмоций. Эти вот эмоции для человека, а вот эти для Небожителя. И наша обида, это опять же сигнал нам, что что-то не так с нами, нашим запросом и с Тем, Кого мы вопрошаем?
Если на первое и второе мы можем ответить, то как быть с Тем, имя Которому Истина и Любовь, не в абстрактно-философском понятии, не в красивом риторическом. А в подлинном, сущностном, онтологическом!
Как судиться с ним и как требовать от Него? Вспомните праведного Иова на гноище, вспомните его вопль:
«О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое!
Оно верно перетянуло бы песок морей! От того слова мои неистовы.
Ибо стрелы Вседержителя во мне; яд их пьет дух мой; ужасы Божии ополчились против меня.
Ревет ли дикий осел на траве? мычит ли бык у месива своего?
Едят ли безвкусное без соли, и есть ли вкус в яичном белке?
До чего не хотела коснуться душа моя, то составляет отвратительную пищу мою.
О, когда бы сбылось желание мое и чаяние мое исполнил Бог!
О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку Свою и сразил меня!
Это было бы еще отрадою мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни, ибо я не отвергся изречений Святаго.
Что за сила у меня, чтобы надеяться мне? и какой конец, чтобы длить мне жизнь мою?
Твердость ли камней твердость моя? и медь ли плоть моя?»
продолжение следует…
обида,
я и Бог