Юридическая практика средневековья и урок нашим дням

Dec 05, 2015 12:19

Originally posted by krievs at Юридическая практика средневековья и урок нашим дням
(略过)

Скажем, в христианской Византии, к XI веку нехристям христиан в рабах держать запретили. А со временем рабов, родившихся свободными христианами, велено было вообще освободить всем. Что сделало этот вид товара малоликвидным даже для торговцев-христиан, ведь кроме как через Проливы или Византию, его особо и везти из того же Крыма некуда.

Т.е., конечно, это повысило спрос на рабов-язычников и потомков рабов внутри страны, но крымские поставщики - все те же степняки и русские (а кому ж еще?), продолжали везти кого поймают, отнюдь не выбирая улов. И не упускать же честному византийскому купцу прибыль?

Но творческая мысль тогдашних юристов не дремала, и схему обхода закона быстро нашла - поменяй рабам веру, и... оборот нехристей не ограничен.
Но вбелую поменяй, официально - иначе регулятор применит меры, вплоть до усекновения головы подучетным торговцам, с религией тогда не шутили.
Причем ислам взамен не подходит - это ограничивало последующий сбыт рабов в мусульманские земли. Язычников как-то, видимо, под рукой не имелось - оставался иудаизм. Ну а чего? Отчего бы рабам не перейти в веру хозяина?

Тем паче, края еще совсем недавно хазарские, религия знакомая. Опять же, много видов, кроме евреев и хазар - караимы, крымчаки... Да и иудейское миссионерство в тех местах действительно встречалось - правда, принявших иудаизм рабов как раз отпускали на волю и вообще это все имело иные причины... но это уже детали применения. Главное - практика есть.
Собственно, ровно никаких религиозных мотивов, внедрения иудаизма и антихристианской подоплеки, в этой схеме вовсе не было. "Just business".

И еще... нюанс. Зафиксировать факт перехода из христианской веры в иную, в империи, разумеется, мог только представитель официальной религии. Вероотступничество - штука крайне серьезная, требует от отступника заявление личное и добровольное, сделанное надлежащему клирику... Т.е., потом принять в иудейство еще должны - но это для закона вторично, за рамками церкви.

Рабы как правило на переход соглашались. Не то чтобы добровольно, просто принявших иудейство обещали покормить... а до того кормить переставали. Или еще какие методы убеждения применяли, то нам неведомо и не так важно.
А важна аксиома: деревья не растут до небес, отчего всякой схематоз работает не вечно. Особенно если схема построена на неконтролируемом человеческом факторе, которым пренебрегать нельзя, а избегать редко возможно.

Вот примерно тут появляется конкретная фигура. Преподобномученик Евстратий Печерский, он же Евстратий Постник.
"Забытый мученик РПЦ", до сих пор (!) возбуждающий споры, скандалы и требования деканонизации. Один из очень и очень (я знаю вообще двух всего - у нас и у католиков по одному) немногих канонизированных по экзотическому мотиву "умучен жидами".

В конце 1090-х годов, монаха Киево-Печерского монастыря, известного умением поститься (отсюда и прозвище) Евстратия, вместе с еще полусотней русских пленных, пригнали в Крым половцы. И в Корсуни продали оптом местному купцу. Иудею.
Все проданные, разумеется, были христианами. И сомнений в их свободном рождении тоже не имелось. Что, с учетом действующего имперского законодательства, делало товар сомнительным вообще, а для иудея - сугубо.

Но у купца имелась схема, и Евстратия с компанией перестали кормить, склоняя отречься от веры.

Знал ли монах законы Византии или просто был в вере тверд - неизвестно. Мог сочетать. А еще ему удалось сообщить о происходящем вовне, по ряду мнений - даже и на Русь, скорее всего в переговорах о выкупе, что обычное дело.
В любом случае, Евстратий схему сломал, сагитировав коллег "не быть отступниками от веры". Рабы менять убеждения отказались, и "укрепленные назиданием и примером Евстратия приняли мученическую кончину" Выжил лишь сам Постник, привычный к голодовкам.

Владелец рабов, понесший убытки, Евстратия за то жестоко умучил. В целях профилактики среди других рабов, из банальной мести или просто заметая следы.
При этом сохранились упоминания, что мученик был "распят иудеями на кресте, мучился 15 дней, о затем скончался, пронзенный копьем", и случилось это на Пасху. Перед смертью Евстратий врагов проклял, обещал "отомщение за кровь мою и за кровь замученных вами христиан", тело бросили в море, оно, как положено канонизированному, всплыло... но это уже вопрос мистический. А мы о фактах.

Насколько детали смерти верны не ясно, а только инцидент получил огласку и вышел скандал.
Не то чтобы в Корсуни ромеи жалели рабов - вряд ли. Просто правящий городом наместник василевса, был выкрестом из иудеев. У которого, естественно, имелись конкуренты. А тут - такой повод... да и история в любом случае весьма, особенно по тем временам, грязная. Особенно если действительно информация ушла в Киев, с которым ссориться было явно не время, а санкции моли обойтись дорого.
Так что, себе и соратникам Евстратий помочь не смог, а вот месть обещал не зря. В Константинополь донесли, и в Корсунь выехала следственная бригада.

Наместника и виновного купца публично разорвали конями. Попроще казнили религиозную верхушку местной общины (собственно, обращавших рабов в свою веру). А всех остальных городских иудеев (кто сбежать не успел, а по некоторым источникам, успели многие) лишили имущества и заставили креститься - как венецианского купца у Шекспира, похоже это был стандартный приговор... хотя считать это наказанием, как по мне так для верующего - несколько странная логика.
Есть упоминания, что пострадал кто-то и из местных клириков, будучи переведен в иное место, но они отделались явно легко.

...а надолго ли перестали эту схему использовать - то нам неизвестно.

Соответственно, в финале истории, я никакого антисемитизма не вижу. Тем паче, тогда и там, иудей - не обязательно семит, строго говоря.
Подвиг Евстратия на ниве веры - очевиден, хотя как по мне, у его собратьев по несчастью с этим ничуть не хуже. А от того, что мотив был глубоко коммерческий, им легче явно не было, все честно.
Вот жадность и некритичная тяга к схемам тут присутствуют. В чем основа всей истории и есть. Поучительная, для лиц всех времен, религий и даже вовсе атеистов.
Previous post Next post
Up