Продолжаю заход, начатый в одном из прошлых постов:
> Легко сказать, что "моделируем экселленс в жонглировании", или "экселленс в сочинении стихов" -- и предъявить классические способы этого моделирования. А тут трудности с формулированием даже названия: экселенс в "общем мышлении"? в рациональном мышлении? в эпистемологической рациональности? в сочетании абстрактности, адекватности, рациональности, осознанности? в моделировании/линеаризации (то есть умения рассказать внятно о том, как) мышления? То есть пока это не столько разговор о моделировании происходящего в первой позиции восприятия/первом квадранте Уилбера, сколько разговор про само мышление.
Когда я задумался, а какой же "excellence в мышлении", я понял, что это именно то слово, которое я искал для обсуждения мышления. На русский я перевожу excellence как мастерство. Что я хочу найти, когда ищу мышление:
- Универсальность применения во множестве предметных областей, а не действие по заученным инструкциям только в некоторых. Мыслить значит творить, мышление даёт свободу от узких рамок профессиональной специализации.
- Мышление “промеж людей” работает как смазка для деятельности и способность качественно мыслить делает активными большое число людей вокруг мыслителя. Без "смазки мышления" деятельность идёт тяжелее или вовсе останавливается.
- Мастерство проявляется в социальном статусе - качественное мышление выносит человека на тот уровень, где принимаются решения, за которые придётся отвечать - и люди без должной мыслительной подготовки такую ответственность на себя благоразумно не берут.
Просмотрел записи с обсуждением пользы системного мышления
https://ailev.livejournal.com/1315490.html и системный взгляд на системное мышление изнутри
https://ailev.livejournal.com/1324391.html . По прочтении я понял, что названия функциональное определение мышления как целевой системы должно быть ёмким и коротким. Вот примеры для обсуждения:
Системное мышление - мастерство концентрации на главном, необходимом для успеха. Для этого необходимо:
- дать определение успеха (выявить стейкхолдеров, построить холархию и разработать требования к целевой системе, далее по схеме)
- предложить способ достижения успеха (проработать возможные архитектурные решения и принять одно из них)
- разработать критерии достижения успеха (процедуры проверки и приёмки)
- отслеживать движение к успеху на каждом шагу (вести учёт и управлять конфигурацией)
Прелесть системного подхода проявляется в свободе общения - для мышления по схеме вам совершенно необязательно произносить слова “стейкхолдер”, “верификация” и “валидация” вслух, а вашим собеседникам необязательно понимать их значение. Системное мышление активно использует небольшой набор полезных эвристик - как открыть общее для участников понимание успеха, как выделить главное в текущей деятельности и как на главном сконцентрироваться. Эвристики задают интенцию “что делать?” (какие практики использовать) и в них нет явной привязки к выбору инструментов “как и при помощи чего”. За счёт опоры на дисциплины, а не на технологии, системное мышление является универсальным.
Рациональное мышление - мастерство побеждать сложность трудных проблем простыми решениями, умение делать сложное простым. Является пререквизитом для системного мышления - для удержания концентрации на простом из сложной системы это простое надо знать, а значит кто-то уже выделил части удобным образом. Также не вижу смысла сужать рациональность до узкого вычислительного контекста с обсуждением аспекта “оптимальности”. Рациональность проявляется как мастерство управления информацией, умение из сложного сделать простое:
- обнаруживать ошибки простым и гарантированным способом (хотя ошибиться можно тысячей разных)
- выявлять необходимые ограничения на решение задачи (отбросив тысячу способов, что не ведут к решению задачи)
- выделять пространство наиболее полезных результатов (не останавливаясь на “просто хорошем решении")
- делать обоснованный выбор из этого пространства, возможно, по пути открывая новый способ решения исходной задачи
Логичное мышление - мастерство общаться при помощи инструкций
В наших краях распространено убеждение, что логика сводится к анализу и формализации. Но в деятельностном подходе недостаточно наблюдать и понимать, необходимо действовать и преобразовывать мир. Логичное мышление проявляется в виде совокупности умений:
- читать инструкции и самому применять их
- читать инструкции и объяснять их собеседнику
- находить ошибки в инструкции и исправлять их
- писать инструкции
При этом не так важно, какая схема стояла за способом порождения инструкции - аристотелевская, байесианская, научной методологии, талмудистская или даосская. Важно иметь возможность мыслить в нескольких схемах, обучаться новым схемам и в идеале делать логический вывод в языке инструкций предметной области мимо формализмов.
Осознанное мышление - мастерство поддержания устойчиво хорошего результата простыми действиями
Осознанность - это класс требований к учёту устойчивости мышления:
- вести учёт целостности и управлять конфигурацией проекта
- планировать работу с учётом рисков - избегая многозадачности и предупреждая намечающиеся “пожары”
- признавать ошибки и возвращаться к устойчивому состоянию, из которого их можно исправить
- выбирать длинные стратегии “в долгую”, закладываясь на случай, когда успешность приходит не сразу, а может даже и отступать в ходе текучки
- быть готовым воспользоваться подвернувшимся удачным случаем
Осознанность работает через усиление здравого смысла и развития умения "не быть лохом" - понимать, что от неизвестных граблей никто не застрахован, но при этом важно уметь не наступать на известные грабли.
Такова действительность мышления, задаваемая через мастерство.
И начинать схематизацию мышлений, пожалуй, стоит с логического, с умения общаться при помощи инструкций.