Продолжаю давний заход про “моделирование в большом"
https://ailev.livejournal.com/1391038.html Есть заход на "моделирование в малом”, это Аристотелевский подход 2тысячелетней давности. Он основывается на информационной метафоре: есть физический мир, есть ум как перчатка-сенсор, которая затягивает информацию от предметов внешнего мира внутрь головы
(
Read more... )
- антиметафизичность (невозможность задать вопрос "а как оно на самом деле?", потому что зафиксированное представление о реальности является продуктом деятельности, а не наоборот)
- неатропоцентричность (возможность выявить деятельность не только у людей, но у других биологических видов и у "достаточно разумных" машин)
- нептолемеевость (вместо гомункулизации сознания в пределах одного индивида размыкать деятельность "промеж них")
Получаем иерархию онтологических уровней:
(а) 1 уровень - кто такие акторы?
Основываемся на теории деятельности Леонтьева: есть среда, в ней выделяются акторы ("живые" существа), у которых выделяется иерархия действия-операции-психофизиологические реакции.
(б) 2 уровень - как выделяется поведение?
Основывается на бихеоверизме и "доречевая коммуникации" - эмоции, подкрепление поведения и опредмечивание подтребностей
(в) 3 уровень - как о поведении можно говорить?
Связь операций и языковой активности - language action perspective: язык (и структуры внимания) первичны, потому что если нельзя назвать и запомнить, то нельзя и повторить.
(г) 4 уровень - какое поведение можно понять и осмыслить?
Деятельность как осмысленное поведение; мотивационная триада мотив - цель - условие. Связь с критичностью и экономическим расчётом.
(д) 5 уровень - как решается, как какая деятельность будет успешна?
политика, амбиции и теория власти.
Reply
1_ Поведения:
Среда, акторы (организмы) в ней, их состояния, перцепция - связь изменений внешней среды (появления стимулов) с изменением внутренней (реакция).
Влечения - одни стимулы вызывают более сильный отклик, чем другие.
Возбуждение, поисковая активность и подкрепление поведения. Интерес.
2_ Предметизации:
Возбуждение и поисковая активность затухают при встрече с некоторым раздражителем: образуется связь потребность - предмет. Взаимодействовать с предметом можно различными способами - так выделяются операции и их связь с условиями.
Мотив - побуждение к удовлетворению потребностей.
3_ Интериоризации:
Переход процессов внешнего поведения в скрытую, внутреннюю форму - образуется внимание, внутренние образы и память.
4_ Деятельность:
Постановка и удержание цели - ставится в языке, удерживается во внимании. Цель делится на частные цели. Цель представлена в виде внутреннего образа.
Сдвиг мотива на цель - в ходе деятельности возникают новые цели.
5_ Социализация
Усвоение и обмен опытом деятельности - роли, установки.
Становление образа Я и приобретение социальных связей.
Ну и от себя добавляю 6:
6_ Политизация
Участие в принятии и воплощении решений по устройству социальной среды.
Видимо, каждый уровень имеет смысл задавать схемой/их набором.
Что любопытно - выделяется уровень интериоризации, т.е. до возникновения рациональной деятельности необходимо возникновение конъекта - единства внутренней (как я вижу/ощущаю) и внешней (какие операции я выполняю с предметами) деятельностей.
Reply
Leave a comment