В последнее время я посмотрел несколько хороших фильмов, про которые хочется рассказать и которые хочется обсудить. Один из них - нашумевший оскароносный Джокер с Хоакином Фениксом в главной роли. И фильм хорош тем, что заставляет задуматься, но остаётся при этом некое странное ощущение…
Игра Хоакина Феникса гениальна. Полагаю, вряд ли найдется много желающих с этим поспорить. Изобразить такого замученного жизнью нездорового человека, полностью вжившись в образ, не каждому дано. Сила игры такая, что временами забываешь о том, что просто смотришь фильм. Я довольно черствый к чужим страданиям человек, но тут несколько раз прямо проняло до дна. Великолепно.
Помогает раскрыться персонажу потрясающая операторская работа Лоуренса Шера. Неожиданные ракурсы, яркие склейки, длинные проводки… Не случайно лестница, на которой Джокер исполняет свой танец, стала, буквально, культовым местом.
Тодд Филлипс превзошел сам себя. Неужели это тот же человек, что снимал Мальчишник в Вегасе? Тоже неплохо, конечно, но в Джокере это совершенно другой уровень.
По сюжету у меня остались некоторые вопросы. Тот ли это Джокер, что потом появится в фильмах про Бэтмэна, или там будет подражатель? Осталось несколько «почему», которые я не буду раскрывать, чтобы не спойлерить. Но все эти вопросы появляются только после завершения просмотра фильма. Из зала выходишь просто оглушенный.
Пожалуй, такое сильное впечатление до сих пор на меня произвёл только «Реквием по мечте«. Депрессия, отчаяние, ощущение нереальности и неестественности происходящего. Фильм очень сильный, но пересматривать его у меня вряд ли хватит сил.
А где-то через неделю после просмотра, я смог, наконец, осознать, что же мне отравляло удовольствие от просмотра фильма и оставило неприятное послевкусие. Джокер в фильме - персонаж, которому призывают сочувствовать. А ведь он убийца, псих, ненормальный. И фильм как бы намекает, довольно откровенно, что это не он плохой, что это его общество таким сделало, и что его понимают, вон для какого количества людей он стал героем! И это бы ладно, но с точки зрения обычного, работающего, копящего деньги человека, этот фильм не даёт взглянуть на проблему. Ты копишь на отпуск, на машину, а потом тебя грабят или убивают, и говорят что ты сам виноват, надо было отдать всё безумцам и нищим. Сомнительный посыл, если честно, хотя и прекрасно укладывающийся в рамки сегодняшнего демократического дискурса.
Многовато получилось о червоточинке, но коротко не объяснишь. С художественной точки зрения это явно не делает фильм хуже, но осадочек остаётся.