В начале XIX века гуроны (вендат), столкнулись с целым рядом ситуаций, угрожавших их образу жизни и даже самому выживанию - гуроны оказались отрезанными от своих традиционных охотничьих угодий. Ирландцы и франко-канадцы, продвигаясь вглубь территорий, основывали новые поселения, в частности Стонан и Тевкебюри, в результате чего гуронам пришлось еще дальше удалиться от своих домов, чтобы прокормиться охотой и рыбной ловлей. Позже таким же образом были созданы «Parc des Laurentides» и частные охотничьи и рыболовные клубы (Tourilli и Triton).
Гуроны занимались сельским хозяйством, выращивая немного кукурузы и картофеля, но их урожая, дичи и рыбы, которую они ловили, часто было недостаточно, чтобы прокормить всех людей в общине.
Примерно в это же время деревня Лоретт (позже названная "деревней Гуронов", а сегодня-Вендаке) стала туристическим центром, посещаемым людьми со всего Квебека. Эти посетители приезжали в поисках экзотики и гуроны, активно реагируя на спрос, начали изготавливать мокасины, варежки, снегоступы, корзины и сувениры для продажи посетителям. Со временем гуронские женщины усовершенствовали свою технику и стали специализироваться на производстве широкого ассортимента вышитых изделий с использованием лосиного волоса, окрашенного в самые разные цвета. Иногда вышитые на шкурах животных, иногда на красной или черной ткани и даже на бересте, эти вышитые лосиным волосом предметы становились все более и более сложными. Таким образом, примерно в середине 19-го века ремесленная промышленность гуронов начала быстро развиваться, отчасти благодаря инициативе и предприимчивости Маргариты «Lawinonkié» Винсент и Поля «Hudawathont» Пикара, практически поставивших на поток производство вышитых изделий. Гуроны настолько хорошо сформировали свой бренд, что и сегодня Вендаке славится многочисленными изделиями, адаптированными к современным потребностям, но сохранившими при этом традиционные методы, являющиеся фундаментальной частью их идентичности.
Использование волос лося, карибу или северного оленя в аппликационной вышивке на коже имеет чрезвычайно широкое распространение на севере Северной Америки. Ещё во второй половине 17-го века, гуроны переселившись в Лаврентийские леса, быстро приспособились к особенностям своей новой родины. Охота на лося стала образом жизни и частью их культуры. Лосиный волос быстро стал незаменимым сырьем, используемым гуронскими женщинами при совершенствовании техники ремесленной вышивки. Формирование техники вышивки началась около 1700 года и было искусством, которым занимались индейские племена в штате Мэн, Вермонт, в верхней части штата Нью-Йорк, Квебеке, Нью-Брансуике и Новой Шотландии. Индейские девочки учились вышивке в школах монастыря в Квебеке, которыми руководили французские монахини-урсулинки. В этих монастырских школах преподавали французскую вышивку с использованием шёлковых нитей, тканей, европейских игл и ножниц. Когда ткани и шёлковой нити стало мало, монахини и их индейские ученицы обратились к имеющимся материалам - коре берёзы и лосиному волосу. Девушки, изучившие это искусство, возвращались в свои родовые дома после окончания школы и там применяли свои навыки в вышивке. Племена Квебека гуроны, мохоки, малисит и микмаки, похоже, первыми стали практиковать это искусство в 1790 годах. Уже в начале 19-го века лосиный волос практически полностью вытеснил иглы дикобраза и бисер.
Характерными местами для вышивки были и остаются: полосы на головных уборах мужчин (если они не декорированы серебряными лентами или брошами); эполеты, манжеты и воротники шуб/курток/пальто из оленьей кожи; нижний край рубашек и передние нашивные панели; края как мужских, так и женских леггин; подвязки для леггин; женские манжеты и воротники; нижний край длинной свободной женской блузки и юбки; верх мокасинов и манжет. Пояса, бандольеры, кисеты, сумки и ножны тоже украшались подобным образом. Производство современных изделий из вышитой оленьей кожи, изготовленных по старому стилю, особенно мокасин, в коммерческих целях, являлось обычным делом среди гуронов.
Используемые материалы - лосиный волос, иголка и нитка. Волос карибу практически не использовался из-за своей короткости и тонкости. Лосиный волос, или, точнее, щетина, достигая до 13 см в длину брался из гривы и щёк животного, а также с охвостья. Затем лосиный волос связывался в связки разных цветов (рис. 1). Гуроны так долго пользовались анилиновыми красками, что информации об использовании местных красителей практически нет. Лосиный волос окрашивался в многочисленные цвета и оттенки, хотя наиболее распространёнными являлись красный, тёмно-зеленый, синий и натуральный белый.
Рис.1. - Пучки лосиного волоса.
Технология
Вышивка считалась женским делом. Пучок лосиного волоса нужного цвета мастерицы держали, зажав губами, вытаскивая по 4-6 волосинки и пришивания их к шкуре с интервалом в 1.5 мм. Для узких линейных узоров обычно использовались 4 волосинки, для широких и более плотных фигур использовалось от 6 до 10 волосинок. Для продолжения линии на последний стежок пряди, накладывалась следующая прядь и они пришивались вместе. Торчащие волосинки старой пряди обрезались. Таким образом соединение практически не видно. Конец вышивки либо закрывался стежком и обрезался, либо загибался назад на 1-2 стежка. Если рисунок вышивки продумывался заранее, а не формируется в процессе шитья, то на оленью кожу накладывалась бумага с нанесённым на ней рисунком. Дальше вышивка шла уже по бумаге.
Существует несколько основных техник вышивки лосиным волосом, некоторые из которых идентичны технике вышивки иглами дикобраза (рис. 2).
Рис. 2 - Техника вышивки: а, линейная; б, зигзаг; в, перекрытие; г, щетина.
1. Линейная вышивка. Самая простая форма - волоски пришиваются к поверхности просто притягиваясь к ней, не скручиваясь и не изгибаясь (рис. 2, а). Нашивая по несколько таких линий максимально близко друг к другу или закручивая их спиралью, формируются узоры, животные и растительный орнамент (рис. 3)
Рис. 3 - пример линейной вышивки
2. Зигзаг - техника, при которой на первый стежок накладывается следующий под прямым углом (рис. 2, б). Здесь нить каждого стежка скрыта последующим стежком. Техника очень простая, повсеместно используется в вышивке для очерчивания периметра (рис. 4).
Рис. 4 - пример техники «зигзаг».
3. Перекрытие - техника, связанная с зигзагом - каждый последующий стежок перекрывает предыдущий (рис. 2, в). При этом каждый стежок делается выпуклым. Чаще всего встречается при формировании цветочных узоров. Для придания фигуре объёма используется большее количество волосинок (рис. 5).
Рис. 5 - пример техники «перекрытие»
4. Щетина - техника, при которой пучок волос пришивается, оставляя концы свободными, визуально образуя вид торчащих щетинок (рис. 2, г). С помощью такой техники вышиваются соцветия (рис. 6).
Рис.6 - пример техники «щетина»
Для отделки краёв использовалась простая окантовка и зигзагообразная. Простая окантовка (рис. 7, а) представляет собой пучок лосиного волоса, пришиваемого непосредственно на край изделия, полностью закрывая его. Зигзагообразная окантовка (рис. 7, б) выполняется в технике зигзаг с поперечным перекрытием края.
Рис. 7 - окантовка края: а, простая; б, зигзагообразная.
Помимо окантовки краёв было распространено их декорирование с использованием крашенного в красный и белый цвета лосиного или лошадиного волоса, щетины карибу и металлических конусов. Гуроны использовали два способа такого декорирования: пучок волос вставлялся в конус и получившиеся таким образом кисточки компактно пришивались к краю изделия (рис. 8, а); второй способ отличался удлинением кисточек с помощью бусин (рис. 8, б), такие кисточки пришивались на некотором расстоянии друг от друга.
Рис. 8 - Декорирование края кисточками.
Дизайн
Основой декоративных украшений гуронов является флористический дизайн. Чаще всего встречаются изображения бальзамической пихты (Abies balsamea), кошачьих лапок (Antennária dióica), барбариса, флокса, василька (Centaurea americana)*, маргаритки многолетней, клевера и части растений, таких как корни, стволы, пни, скрещенные ветви, растительность в основании ствола дерева, почки, плоды и т.п. На рис. 9 показаны эти элементарные фигуры, некоторые из которых имеют небольшие вариации формы.
Рис. 9 - Вышитые изображения: а, бальзамическая пихта, б, василёк; в, г, кошачьи лапки; д, маргаритка; е, флокс; ж, барбарис; з, дикий цикорий; и, незабудка; к, клевер; л, ветка с плодом или бутоном; м-п, мёртвые или безлистные ветви; р, скрученная ветвь; с, сломанная ветка или пень; т, переплетённые ветви; у, корни и растительность в основании ствола дерева.
Более крупные изображения иногда используются независимо, но чаще всего объединяются, чтобы составить полноценный рисунок, напоминающий дерево или растение. Зигзаг, являясь одним из старейших декоративных изображений во всём Вудлэнде, не имеет реалистичной интерпретации, поэтому включается в композицию только для очерчивания границ. Среди цветочных изображений у гуронов самыми старыми являются бальзамическая пихта, кошачья лапка и василёк. Большинство других считаются более поздними разработками, но тем не менее, уже с начала девятнадцатого века они широко использовались для декорирования.
При сравнении фигур василька, маргаритки и флокса видно их различие в технике вышивки центра: у василька он выполняется в виде спирали, вышитой в линейной технике; у маргаритки в виде щетины; у флокса - перекрытием.
При использования лосиного волоса различных цветов гуроны зачастую не пытались воспроизвести цветы и растения в их естественных оттенках (исключением являются клевер и незабудка). Большинство фигур имеют неестественные цвета, например, бальзамическая пихта бывает синей, красной или белой так же часто, как и зелёной. Нередко одна фигура содержит два разных цвета. Единственное общепринятое использование цветов заключается в использовании зелёного цвета для ветвей и корней.
На примере нескольких изделий более детально рассмотрим несколько вышитых конструкций.
Наиболее характерные комбинации можно найти на верхней части мокасин. Овальная передняя часть всегда украшена контуром из прямых линий и зигзагов. Обычно используют белый и синий цвета, рассматриваемые как знак идентичности племени гуронов (Рис. 10 и 11). Внутри этого контура вышивается цветочный мотив. На рисунке 10 представлен старый и типичный мокасинный узор, представляющий собой изображение нескольких бальзамических пихт, с двумя мертвыми или безлистными ветвями на общем стебле с корнем и растительностью в основании ствола.
Рис. 10 - Детские мокасины. Начало 19 века. Гуроны.
На рисунке 11 можно видеть комбинацию двухцветных флоксов и одноцветных кошачьих лапок, размещённых каждый на своём стебле. Стебли заканчиваются единым корнем и растительностью в основании.
Рис. 11 - Мокасины. 19-й век. Гуроны.
Комбинацию изображений на одном из гуронских кисетов (рис. 12), можно считать типичным примером сложных фигур. Рисунок включает в себя шесть бальзамических пихт с васильком над ними. Под васильком расположены две мёртвые скрученные ветви, чередующиеся с зелёными ветвями и два комплекта безлистных ветвей, ещё ниже две ветви с почками, выходящие из растительности около корней. Длинная центральная линия, идущая от василька к корням - это ствол. Три пары узелков вдоль центральной линии представляют собой узлы, в которых ветви соединяются со стволом. В этом дизайне используются цвета независимо от их реального значения: ветви и корни зеленые; бальзамические пихты красные, синие и белые; васильки голубые и белые, а узлы красные.
Рис. 12 - пример сложного узора на кисете.
На рисунке 13 показан еще один типичный дизайн. В нём представлена бальзамическая пихта с зелёными и мёртвыми ветвями, чередующимися в красном, синем и белом цветах; с красными узлами присоединения ветвей к стволу; с распускающимися ветвями внизу и зелёной растительностью у корней.
Рис. 13 - Пример сложного рисунка.
Самый распространённый дизайн вышивки кисетов - это дерево с чередующимися мёртвыми ветвями и ветвями с бальзамической пихтой, венчающееся кошачьими лапками, васильком, маргариткой, флоксом или диким цикорием. Маленькие держатели ножниц, предназначенные для продажи туристам, обычно расшивались разрозненными изображениями барбариса, флокса и скрещенных ветвей. Кожаные охотничьи куртки/пальто украшались причудливо расшитыми эполетами с бахромой в виде кисточек из лосиного волоса и металлических конусов. По периметру эполетов располагался зигзагообразный контур, внутри - древовидная конструкция, окружённая разрозненными фигурами (чаще всего использовались изображения бальзамической пихты, кошачьих лапок, клевера и флокса; все они объединялись различными формами мёртвых или безлистных ветвей). Аналогичные комбинации использовались на воротниках и манжетах.
Настенные карманы из оленьих ног с волосом и копытами, изготавливаемые гуронами для хранения курительной трубки (рис. 14), украшены облицовочными панелями с вышитым зигзагообразным периметром и такими же узорами, как на эполетах курток. Длинные узкие изделия, такие как пояса, ремни бандольеров, манжеты мокасинов, верхняя часть карманов пальто или боковая и нижняя части леггин, обычно украшены длинными извилистыми линиями, от которых через определенные промежутки отходят бальзамические пихты или различные цветы. Во всех этих изделиях зигзагообразная линия так же используется для формирования периметра. На одних ножнах из оленьей ноги, лицевая панель украшена серией зелёных изображений бальзамической пихты. На полосе одного головного убора через определенные промежутки были изображены розовые маргаритки и зелёные бальзамические пихты, причем последние были довольно длинными, а вся полоса сверху и снизу была окаймлена зигзагообразной линией.
Рис. 14 - настенный карман из лосиной ноги. Середина 19-го века. Гуроны
В начале 20-го века гуроны развили технику вышивки лосиным волосом начав украшать им берестяные шкатулки, тарелки, панно, футляры и другие предметы быта. И это тема для отдельной статьи.
Рис.15 - Пример вышивки ножен. 19-й век. Гуроны
Рис. 16 - Пример вышивки пальто.
* В своей книге «Гуронская вышивка лосиным волосом» Фрэнк Спек определяет «кошачью лапу» и «звезду» как элементы нерастительного происхождения. Я полагаю он ошибается и это всё же цветы - «кошачья лапка двудомная» (Antennária dióica) и «василёк американский» (Centaurea americana), часто называемый звездой.