Категории и формы
Ирокезская бисерная вышивка очень разнообразна по назначению, форме и размеру, но её можно разделить на пять основных категорий:
- подушечки для булавок;
- настенные изделия;
- сумки, кошельки и контейнеры;
- одежда и прочее.
Последняя категория включает в себя изделия, не вписывающиеся в другие четыре категории, сюда так же входят куклы и салфетки.
Среди предметов первых четырёх категорий было идентифицировано более 60 различных форм (Рис. 10, 24, 34).
Многие из этих форм имеют несколько различных вариаций.
Категория: подушечки
Рис. 10 - Формы подушечек: а - сердце; б- трилистник; в - асимметричный трилистник; г - ботинок; д - обувь; е - птица тускарора; ж - птица мохоков; з - круг; и - овал; к - десятилепестковая; л - восьмилепестковая; м - шестилепестковая; н - пятилепестковая; о - четырёхлепестковая; п - трёхлепестковая; р - восьмилепестковый прямоугольник; с - пятиконечная звезда; т - шестиконечная звезда; у - ромб; т, квадрат; х - лепестковый квадрат; ц - крест; ч - клубника; ш -игольница трифолд; y - игольница ракушка.
Подушечки для игл и булавок
Подушечки - самая распространенная категория ирокезской вышивки.
Хотя многие из них имеют подвесные шнуры из бисера, они не включены в категорию настенных изделий, поскольку основная их функция служить подушечками для игл и булавок.
Из 25 классических форм подушечек некоторые встречаются только в одной традиции.
Сердце.
Самая распространенная форма подушечек (рис. 10, а). Этой форме более двухсот лет. Самые ранние сердца очень маленькие и, скорее всего, были сделаны в районе Ниагары мастерами сенека. Тысячи мохокских сердец, украшенных прозрачным бисером на фиолетовом бархате, были изготовлены во второй половине 19-го века. Они имеют два листа в верхней части (рис. 11). В начале 20-го века фиолетовый бархат мохокских сердец уступил место ярко-розовому. К середине 20-го века мохокские сердца изготавливались из ткани различных цветов и украшались цветочными узорами и словами. На ниагарских сердцах 20-го века часто изображён цветок на одном верхнем лепестке сердца и летящая птица, на другом. Самыми распространёнными надписями у мохоков являются - MONTREAL, MT CLEMENS, OTTAWA, BROCKTON FAIR и CAUGHNAWAGA. На ниагарских сердцах преобладают надписи NIAGARA FALLS и NY STATE FAIR.
Трилистник.
Другой формой подушечек является сердце с тремя лепестками - трилистник (рис. 10, б). Самые ранние трилистники встречаются в районе Ниагары. У мохоков изготовление трилистников достигло пика в 1890-х и первых двух десятилетиях 20-го века. Зачастую они обильно украшались высоко поднятыми цветами с многочисленными петлями, свисающими с них (рис. 11). Для лицевой стороны часто использовалась ярко-розовая ткань, на которой изображали коров, львов, оленей, а также неопознанных животных и птиц. Мохокские трилистники достигают размеров 32 x 30 см и являются самыми большими из всех подушечек.
Рис. 11 - Сердца и трилистники.
Асимметричный трилистник.
Одна из разновидностей трилистника визуально похожая на дизайн серебряных ирокезских брошей (рис. 10, в и 12).
Рис. 12 - Асимметричные трилистники
Сапог и ботинок.
Эти две формы (рис. 10, г-д) указывают на очевидное викторианское влияние. Самые первые ботинки были сделаны в 1860-х годах в районе Ниагары. Они расшивались прозрачными бусинами по красной или синей ткани, редко зелёной. Средняя высота сапогов составляет 10-15 см. Ботинки производились как в ниагарской, так и в мохокской традиции. В 1890-х годах мохокские мастера создавали сапоги высотой до 25 см + еще 5 см бисерных декоративных петель по низу. Бисерные шнурки в верхней части изделий указывают на то, что ботинки предназначались для подвешивания. У многих ботинок сверху есть карманы, образованные картонной манжетой, так же обшитой бисером. Возможно, этот карман предназначен для ножниц, ниток или чего-то подобного. Бархатное полотно почти полностью покрыто большими стилизованными цветочными медальонами из поднятой бисерной вышивки, к центру цветов часто пришивались пучки декоративных бисерных петель. Частым рисунком являются птицы (Рис. 13).
Рис. 13 - Сапоги и ботинки.
Птицы.
Птицы (рис. 10, д-е) среди коллекционеров, возможно, являются наиболее популярной формой ирокезских игольных подушечек. Птицы были распространены с 1890-х годов в обеих традициях вышивки (отдельно выделяются птицы, сидящие на бисерных деревьях). В каждой традиции птицы редко обшиты бусинками. У ниагарских птиц подняты крылья и в клюве располагаются два шарика, называемые вишней или клубникой. Птицы мохоков также несут два шара (иногда конверт, конус, табличку с датой на ней [Рис. 14]), а также обычно имеют два или более шаров, свисающих с насеста, на котором сидят. В большинстве своём крылья мохокских птиц опущены, а под хвостом вышита дата. У некоторых встречается слово BIRD. Третьим типом в ниагарской традиции являются птицы с крыльями, прижатыми к бокам.
Рис. 14 - Подушечки птицы.
Круг и овал.
Подушечки этих форм (рис. 10, з-и) редки. Из них более распространённой формой является круг толщиной около 2,5 см с бисерной вышивкой на обеих сторонах. Они относятся к ранним типам вышивки и, вероятно, происходят из области Ниагарского водопада.
Многолепестковые.
Существуют трёхлепестковые, четырёхлепестковые, пятилепестковые, шестилепестковые, восьмилепестковые и десятилепестковые подушечки (Рис. 15), которые в основном представляют собой круги с полукруглыми лепестками по периметру. Подушечки из десяти, восьми и шести лепестков были изготавливались в области Ниагарского водопада в середине 19 века (рис. 10, к-п). Пятилепестковые подушечки для булавок были популярны в 20 веке (рис. 10, н). Подушечки с четырьмя лепестками, изготавливались с 18-го века по 20-й века (рис. 10, о). Трёхлепестковые подушечки очень редки (рис. 10, п).
Рис. 15 - Многолепестковые подушечки
Восьмилепестковый прямоугольник.
Восьмилепестковый прямоугольник (Рис. 10, р) - самый распространенный тип ирокезских подушечек и один из самых крупных. Эти подушечки у мохоков достигали 20 х 25 см. В большей степени подушечки представлены вышивкой на фиолетовом и пурпурном бархате, в меньшей степени на красной, синей, коричневой или зелёной тканях. Тысячи фиолетовых подушечек были сделаны в Канаваке (Рис. 16). Большинство из них содержат одну или несколько птиц с цветочным орнаментом, которые иногда вырастают из корзины или урны. Все четыре стороны этих подушечек обрамлены листьями. Бусины, используемые в листьях, прозрачные, красные, синие, зелёные и янтарные. Если каждого цвета больше одного, они располагаются симметрично друг напротив друга. Иногда в четырех углах размещались круглые узоры из стекляруса. Возможно эти подушечки использовались для хранения шпилек. Основной период их производства между 1860 и 1910 годами. Использование скрещенных американских флагов над птицей с распростертыми крыльями, началось примерно с 1876 года, в год столетия Соединенных Штатов.
Рис. 16 - Восьмилепестковый прямоугольник
Звезда.
Звездообразные подушечки (Рис. 17) можно легко отличить от лепестковых по более острым выступам. Существуют восьмиконечные, пятиконечные (Рис. 10, с) и шестиконечные звезды (Рис. 10, т). Почти все звездообразные подушечки были изготовлены мохоками в 20 веке.
Рис. 17 - Звезда
Ромб.
Подушечку в форме ромба (рис. 10, у) можно считать четырехконечной звездой, но обычно ее называют ромбовидной. У некоторых подушечек стороны изогнуты, а не параллельны. Часто встречаются вышитые в центре даты первой половины 20-го века и надписи TORONTO, CANADIAN NATIONAL EXHIBITION и NIAGARA FALLS (Рис. 18).
Рис. 18 - Ромб.
Квадрат.
Квадратные подушечки (рис. 10, ф) редки и почти все они очень искусно и причудливо расшиты. Возможно, они изготавливались для особых случаев.
Рис. 19 - Квадрат
Квадрат с лепестками
Эти подушечки для булавок, вероятно, были сделаны тускарора (Рис. 10, х). В дизайне используются птицы и бабочки. Многие из лепестковых квадратов украшены бисерной надписью FROM NIAGARA FALLS, окружённой птицами. Некоторые украшены датами с 1900 года.
Рис. 20 - Квадрат с лепестками
Крестообразные.
Подушечки в виде креста (рис. 10, ц) встречаются редко. Дошедшие до нас подушечки датируются концом 19 века. Эта форма была восстановлена Сэмюэлем Томасом.
Клубника.
Подушечки в виде клубники (рис. 10, ч) изготавливались в обеих областях и имеют сходные характеристики. Как и у птиц, на клубниках редко нашиты бусины, напоминая семена клубники (рис. 21). Чаще всего для клубники использовался красный бархат. Бисерная петля сверху использовалась для подвешивания, три или четыре бисерные петли снизу были декоративными. Многие из старых клубник заполнены наждаком вместо пуха или опилок и использовались для чистки и полировки игл.
Рис. 21 - Клубника
Игольницы.
Эти подушечки изготавливались в виде маленьких закрывающихся кошелёчков. Такие игольницы представлены в двух основных стилях: трифолд и ракушка.
Трифолд. Подушечки этого типа (рис. 10, ш) разделены на три сегмента, центральный из которых является подушечкой, а два концевых сегмента используются за прикрытия (Рис. 22). Ниагарские игольницы создавались еще в 1860-х годах. Большинство украшено прозрачными бусинами на тёмном бархате. Многие подписаны «FROM NIAGARA FALLS». Мохокские игольницы конца 19-го века имеют высоко приподнятые цветочные медальоны с декоративными бисерными петлями по центру.
Рис. 22 - Игольницы-трифолды
Ракушка - игольница, складывающаяся пополам и имеющая форму ракушки моллюска (рис. 10, щ). Подушечка для булавок размещена только на одном сегменте. Почти все известные ракушки выполнены в области Ниагары (рис. 23).
Рис. 23 - Игольницы-ракушки
Продолжение следует...