История штата берет свое начало с древних времен. Еще до заселения европейцами территорию нынешнего штата Орегон населяли разнообразные индейские племена. Такие как: Чинук, Баннок, Кламат, Не-персе и Модок.
Местные охотничьи традиции и приметы в регионе Коу Крик (Cow Creek) южной части штата Орегон представлены в виде трёх различных культурных традиций.
Первая - общая практика для индейцев Коу Крик и Рог Ривер (Rogue River);
Вторая - «франко-канадские» охотничьи суеверия, принесённые в середине прошлого века следопытами компании Гудзон из южной части штата Орегон;
Третья - множество суеверий, принесённых в этот регион первыми поселенцами с границы штата, из горных районов Западной Вирджинии, Кентукки и Теннесси.
.
.
Данная работа посвящена в основном суевериям, связанным с охотой на оленя. Эти суеверия существуют двух видов: первые - имеющие запрещающий или табуированные характер, вторые - имеющие рекомендательный характер, побуждающие на совершение каких-либо действий. Для нашего удобства, мы назовём их отрицательными и положительными. В первую очередь рассмотрим запрещающие суеверия, во вторую - рекомендательные. Укажем происхождение каждого конкретного суеверия до времени его прихода в рассматриваемый регион. Мы не будем рассматривать предпосылки возникновения суеверия и его культурологические особенности вне Орегона*.
Суеверия или Табу: индейского происхождения:
- Дикобраз никогда не должен быть убит, если охотник заблудился.
- При осечке, пистолет не должен чиститься и не смазываться до тех пор, пока не будет произведён успешный выстрел.
- Охотник не должен убивать ворона во время охоты.
- Нож, предназначенный для свежевания оленя, не должен быть сильно заточен и не должен быть использован ранее для убийства. (Возможно, имеется ввиду, что боевой нож не может применяться в качестве хозяйственного. Прим. пер.).
- Нельзя брать на охоту большое количество патронов. Оптимальное количество патронов от 7 до 15 штук.
- Неудачный день охоты - воскресенье.
Торговая компания Хадсон Бэй не внесла сколько-нибудь существенных отрицательных суеверий в этот регион.
Положительные суеверия, принесённые переселенцами:
- Если вы покидаете лагерь, идя из дома на охоту, ваша собака должна прекратить испражняться. Необходимо выгулять собаку заранее.
- Шляпу, рубашку, обувь и любую другую одежду, в которой вы были на предыдущих успешных охотах, непременно надо одевать и на последующие охоты.
- Для того чтобы обеспечить успех в охоте, кусочек первого встреченного свежего оленьего навоза необходимо положить в правый карман рубашки (Эта примета франко-канадского происхождения известна так же в Висконсине, была принесена переселенцами из Кентукки и Теннесси).
- Всякий раз, когда вы оказываетесь на месте предыдущего убийства оленя, вы должны благоговейно снять шляпу. (Эта примета также известна в штате Висконсин)
- На длительной охоте (Когда планируется убить больше одного оленя. Прим. пер.) все члены охотничьей группы должны мазать лица и руки кровью первого убитого оленя.
- Воскресенье является удачным днём для охоты на оленя.
По всей видимости, в этом регионе не сохранилось никаких положительных суеверий индейского происхождения.
В дополнение к вышеперечисленным суевериям, существуют ещё суеверия, привнесённые торговой компанией Хадсон Бей, о дележе добычи. Шкура всегда уходит человеку, произведшему первый выстрел, а туша оленя достаётся человеку, который наконец-то убил (добил) животное. Это правило до сих пор соблюдается.
Так же, от Хадсон Бей пришёл обычай рассматривать человека, признанного самым успешным на охоте, как героя или лидера. Ему разрешается носить отличительный головной убор или украшения на поясе. Он освобождается от всех обязанностей по лагерю. Кроме того, он имеет право выбрать члена группы, который должен будет съесть половые органы оленя самца. Эта грубая шутка была разработана как знак неодобрения или как насмешка над охотником, показавшим себя самым неудачливым. В настоящее время эта традиция практически выродилось, так как человека поедающего половые органы оленя самца практически постоянно тошнит.
Охотники-одиночки этого региона, как правило, создавали суеверные обряды в отношении территории охоты. Личные предпочтения одного охотника перенимались другими охотниками, тесно связанными между собой семейными, либо соседскими узами. Например, некоторые каньоны или гребни гор считались не приносящими удачи в охоте. Таких мест следовало избегать. Как и многие суеверия, они были иррациональны, неся на себе печать личной неприязни к конкретной местности. Если охотник не охотился в какой-либо определённой местности, то относился к ней либо как нейтральной, либо как в положительной, исходя из принципа, что «неудач там не было». Местностью объявляемой «не приносящей удачу» объявлялась та, в которой у охотника были осечки при выстреле или недобитый олень убегал от него. Таким образом, производился отбор эмоциональных характеристик места.
Следует уточнить, что разное отношение к охоте в воскресенье, всё ещё сохраняется в этом регионе. Как видно из приведённых выше данных, тут вошли в конфликт две традиции - местная и традиция приграничных областей. Мнения расходятся. Некоторые люди продолжают охотиться по воскресеньям, другие - нет.
Примечания:
* Индейцы Коу Крик и Рог Ривер (Tututni) принадлежат к атапаскской группе народов, а именно к подгруппе Умпква (Umpqua), проживавшей на территории Коу Крик, ныне округ Дуглас, штат Орегон. Языковые и племенные отношения индейцев этого региона никогда не было детально исследованы (Статья написана в 1928 году. Прим. пер.). И сейчас мало кто занимается исследованием этих племён, так как обе эти племенные группы были переселены в резервацию за реку Гранд-Ронд (Grande Ronde). Небольшая группа индейцев Коу Крик была переселена в резервацию Силец (Siletz) в 1855 году, большая же была направлена дальше в резервацию Гранд-Ронд. Индейцы Рог Ривер сначала были направлены в Силец, но позднее также перевезены в резервацию Гранд-Ронд. В 1910 году в переписи населения значилось 9 индейцев Коу Крик. В 1881 году в той же местности было зарегистрировано свыше 500 индейцев Рог Ривер, но в это число вошли также индейцы соседних областей, что вносит определённую путаницу. До сих пор не известно, сколько индейцев выжило.
Hunting Superstitions in the Cow Creek Region of Southern Oregon
Author(s): Kimball Young and Thomas D. Cutsforth
Source: The Journal of American Folklore, Vol. 41, No. 160 (Apr. - Jun., 1928), pp. 283-285
Published by: American Folklore Society Stable
.
.