Жизнь - приемлемая плата за космос.
Так думала я в 12 лет, засыпая с учебником по астрофизике для ВТУЗов под подушкой.
Так думаю я спустя 15 лет.
Жизнь - эта та цена, которую, не задумываясь, я готова заплатить за возможность побывать в космосе.
Последние дни новости бурлят информацией об Орионе. Только несколько часов прошло с того момента, как успешно закончились "боевые испытания" первого модуля, разрабтанного для будущих межпланетных полетов.
http://www.bbc.co.uk/russian/science/2014/12/141205_orion_landed Я читаю статью за статьей, и по коже бегают мурашки, кровь бурлит и стучит в висках. Вся та страсть, вся та болезнь космосом вернулась с новыми силами.
Когда несколько лет назад было объявлено о будущем наборе людей в группу, которая возможно однажды полетит на Марс, интернет кипел обсуждениями на тему, что за глупцы или социопаты согласятся на такой билет в один конец.
Эти споры мне были непонятны. Ребята, это же космос! Как можно лишь думать о том, чтобы упустить такой шанс? Что можно ему противопоставить? Что?
В мои 12 лет в воздухе вокруг еще даже не витало слухов об Интернете. Где-то он конечно был, но не в сибирском городке в 1999 году.
Зато была библиотека. Детская под окном и взрослая на другом конце района. Материалов из детской было явно недостаточно и очень скоро папа привел меня в библиотеку для взрослых. Там я часами зависала в коридорах с полками учебников по космологии, космогонии, астрофизике. А так как ходить туда было далеко и приходилось еще и подстраиваться под папино время, то домой я тащила тяжеленные пачки книг. Которые дома жадно прочитывались.
Я до сих пор с трудом понимаю, как в том возрасте я понимала почти все, что было, например, в учебнике по астрофизике для ВТУЗов. Но факт - понимала.
Книги из взрослой дополнялись пачками журналов о технике и науке из детской библиотеки.
Каждая статья о новостях космических программ, о технических особенностях космических шаттлов, модулей, ракетоносителей читалась и перечитывалась. Все непонятные технические моменты разбирались до того, чтобы в голове родилась схема и понимание хотя бы основных идей.
Я говорю "о новостях", но самым новым журналам было по меньшей мере 2-3 года с момента издания. Конец 90х - самые тяжелые для нашей семьи дни. И для муниципальных заведений вроде библиотек тоже. Нового материала практически не было. И я цеплялась когтями за все, что удавалось найти.
В 12 лет я уже понимала, что "неуклюжей толстой девчонке с плохим зрением" никогда не стать космонавтом. Но я могу быть "рядом". Я могу стать тем ученым или инженером, который будет делать полеты в космос фактом настоящего времени, реальностью. Реальностью, которая однажды станет доступной и для меня.
С течением лет страсть угасала, превращаясь сначала в стабильное желание и переходя на уровень подсознания. Постепенно признавая неисполнимость идеи "работы с космической отраслью", я переключилась на область самолетостроения. Приблизилась к земле...
Я помню статью в одном из тех журналов о Массачусетском Технологическом Институте. Как же мне хотелось туда поступить! Какие же сумасшедшие, нереальные восхитительные вещи там описывались!!
Но у моей семьи не было ни малейшей материальной возможности для моего обучения где-то за деньги.
Наверное, будь в то время информация более доступной и будь мне с кем посоветоваться, мы нашли бы выход. Какую-нибудь программу с грантами. С моими знаниями и оценками поступление чисто теоретически было очень возможно. Но это я понимаю сейчас, задним числом. Оглядываясь и анализируя.
Когда меня спрашивают, как я оказалась в своей не очень женской казалось бы профессии, я все время отвечаю что-нибудь разное. Ведь причин было много. От практических соображений до красивых историй. Мое решение было суммой всех этих причин, а потому каждая из них в отдельности правда, но не до конца. Не вся.
Но вот об этой причине я не говорила (и не писала) до этого момента никогда. Это немного стыдная и романтическая причина:
Где-то глубоко еще детские мечты о космосе стучались в центр принятия решений и подтолкнули меня к выбору единственного доступного пути, который однажды, когда-нибудь, маловероятно, почти неосуществимо... но может привести меня к работе в космической отрасли.
Мечты. Глупости.
И вот возвращаясь к теме того, о чем я думаю, читая сейчас запоем все подробности запусков и рассматривая схемы.
Если однажды мне выпадет шанс побывать в космосе, я не упущу его.
Даже если заранее известно, что билет будет в один конец.
Даже если известно, что за несколько часов на расстоянии в тысячи километров от Земли, мне придется отдать жизнь.
Тестовый полет Ориона почти совпал с прокатом фильма Интерстеллар. Я отнеслась к нему скептически и идти туда не собиралась. Но глупо было отказываться от пригласительного и хорошей компании. Мы пошли.
Я не буду высказываться или обсуждать фильм. Хочу сказать только об одном его моменте:
Когда главному герою предлагают лететь и он "думает", он уже НЕ думает. Когда он разговаривает с детьми и объясняет им причины, он уже не думает о возможности остаться. Его уже нет в этот момент на Земле. Перед его глазами уже космос. И космос уже сделал за него свой выбор.
Космос это наркотик. Я никогда не пробоала его, но больше всего на свете хочу на него подсесть.
Даже если исход заранее известен.