спасибо, Тор, очень интересная точка зрения. где-то к таким выводам и сам приходил, хотя и не на "любительском" уровне:) получается замкнутый круг, фактически: общество с государством соглашаются об ограничении базовых прав и свобод во имя "высшей цели" и "сверхзадачи", цель более-менее достигается, общество начинает "раскачивать лодку", появляются новые угрозы, и дальше либо государство "ломает" общество, либо опять достигается соглашение, и так по замкнутому кругу. плохо, что никак не получается найти баланс. навскидку вообще ни одного периода, когда бы "раскачивание лодки" и "ограничения ради спасения" не проходили одновременно, разве что с различной интенсивностью.
Ага, ест такое ощущение. И еще пришла в голову мысль совершенно безумная - нет ли связи между этим замкнутым кругом и нашим менталитетом, с заложенным внутри него нежеланием работать постоянно и регулярно, но преодолевать трудности и проблемы геройским натиском (от нашего хозяйствования с неблагоприятной климатической зоне рискованного земледелия).
Ну да, часто ловлю себя на мысли "фигли заморачиваться на постоянной основе, все равно потом (когда припрёт) все переделывать по не зависящим от меня причинам".
Угу - приходит вечером грозная гумага с требованием предоставить такие и такие сведения утром минувшего дня - и понеслось... И это традиция, незыблемая...
Выскажу опасение, что XVIII век еще не столь изучен, по сравнению с XVII, именно на предмет фактического течения указанных процессов по превращению "патриархального Московского царства" в "регулярную, полицейско-бюрократическую Российскую империю, своего рода машину" и функционирования того, что в итоге получилось, в повседневной жизни на базовом уровне.
Да, есть такое дело. По всему выходит, что петровский идеал был более или менее достигнут при Николае I, и то с той поправкой, что государства в силу своей бедности и слабости так и не смогло проникнуть "вниз", на уровень деревни и отдельной семьи. Отсюда и долгое сохранение крепостного права как одного из способов наладить управление социумом, не привлекая дополнительных организационных и иных ресурсов со стороны государства.
Видите ли, совсем не факт, что после Петра постоянно и неуклонно стремились к достижению именно его идеалов, - на практике конечно, а не в пропаганде и идеологии. Та система управления на местах, которую он создавал, была весьма быстро демонтирована и вплоть до 60-х - середины 70-х благоуспешно дожили с воеводами, с их системой кормлений, как показал например Г.П. Енин. Более того, в историографии есть мнение, что не случись Пугачевщины - повода что-либо менять не было бы и дальше. Также екатерининские реформы в этой области вряд ли можно охарактеризовать как попытку проникновения государства "вниз", скорее наоборот. Вообще, на историю российского XVIII в. в таком разрезе сформулированы на данный момент две точки зрения: Каменским - как на последовательную череду реформ и "застоев" и Писарьковой - как на сменявшие друг друга политики централизации и децентрализации. Что само по себе показывает - даже такая глобальная проблема остается пока дискуссионной. Насчет крепостного права я бы тоже поостерегся делать столь однозначный вывод -
( ... )
Очень интересная концепция. Спасибо за нее, почитал с интересом. С вашей точки зрения была ли возможность не отпускать гайти для дворянства в середине XVIII века и не закручивать гайки для остальных сословий в тот период, а например сделать упор на разночинство еще тогда, или никаких альтернатив в тот период не было?
Встречал я интеерсную идею, что шанс переменить все был у Петра I, который в ходе своих крутых перемен мог бы завести у нас чуть ли не демократию по аглицкому образцу и всяческие свободы. Но, думаю, это более чем маловероятно - если бы Россия была островом далеко-далеко в Тихом океане, тогда еще быть может (и то не факт, что получилось бы - как с Мадагаскаром). Не было у нас 3-го сословия в XVIII в., и в XIX - тоже.
А что Вы думаете о взгляде на эту проблему Кобрина? Он как раз становление "деспотизма" относил к рубежу 15-16 веков, а Смуту и после считал как раз периодом заметного смягчения ситуации. Условно говоря переходом от деспотии к юридически (Шуйский) или реально (Романовы) органиченой монархии.
Если честно, то отрицательно. Кобрин, при всем моем к нему уважении, был, конечно, большим знатоком того времени, но у него идеологическая составляющая под конец его исследовательской деятельности доминировала над чисто исторической. Про мне, так процесс был обратный - даже один тот факт, что при Романовых воеводское правление постепенно вытесняет местное самоуправление, говорит против теории Кобрина. Петр с его "кирхшпильфохту и из крестьян при судах и у дел не быть для того, что всякие наряды и посылки бывают по указам из городов, а не от церквей; к тому ж и в уездех ис крестьянства умных людей нет" очень укладывается в эту тенденцию усиления центральной власти за счет "земли".
Мне кажется мы говорим о разных вещах: усиление центральной власти не есть тоже самое что абсолютизм/деспотизм правителя. Это явления вообще не связанные.
Усиление центральной власти шло в процессе развития государственного апарата. Чем более развит апарат, тем выше централизация. Это потом, уже в новейшей истории начнется децентрализация, но это иной процесс. Для формирования государства в современном его значении процесс перетягивания одеяла с местного управления на центр абсолютно естественен.
Соответственно возвращаясь к концепции Кобрина, он говорит именно о том, что верхняя прослойка знати получает рычаги влияния на монарха. Та же Дума очень сильно ограничивала Романовых. А когда Петр ее разрушил, очень быстро образовался новый противовес - придворная камарилья, которая вполне удачно абсолютизм/деспотизм монарха уравновешивала "правом табакерки".
Comments 14
Reply
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Он как раз становление "деспотизма" относил к рубежу 15-16 веков, а Смуту и после считал как раз периодом заметного смягчения ситуации. Условно говоря переходом от деспотии к юридически (Шуйский) или реально (Романовы) органиченой монархии.
Reply
Reply
Усиление центральной власти шло в процессе развития государственного апарата. Чем более развит апарат, тем выше централизация. Это потом, уже в новейшей истории начнется децентрализация, но это иной процесс. Для формирования государства в современном его значении процесс перетягивания одеяла с местного управления на центр абсолютно естественен.
Соответственно возвращаясь к концепции Кобрина, он говорит именно о том, что верхняя прослойка знати получает рычаги влияния на монарха. Та же Дума очень сильно ограничивала Романовых. А когда Петр ее разрушил, очень быстро образовался новый противовес - придворная камарилья, которая вполне удачно абсолютизм/деспотизм монарха уравновешивала "правом табакерки".
Reply
Leave a comment