Русский авторитаризм...

Jan 12, 2014 11:43


      В четверг закончились новогодние каникулы, но я, по причине гриппа, сумел оттянуть наступление "момента истины" еще на пару дней. Но работа все равно меня настигал - срочно, в к понедельнику было приказано написать статью и сдать ее. Вчера весь день ломал голову, чтобы такого написать, и к вечеру осенило - а, собственно, зачем изобретать ( Read more... )

размышлизмы, история в России сегодня

Leave a comment

egir February 10 2014, 23:30:12 UTC
- Дело тут в том, о каком конкретно договоре идет речь. Если ланд-фор-сёрвис, это одно, если сёрвис-за-“деньги” (точнее, обеспечение, maintenance, по определению МакФарлана, и все что оно предполагало) - совсем другое. С четырнадцатого века структура отношений начинает потихоньку меняться от феодализма простого к тому, что историки называют, с лёгкой руки Пламмера, но без его викторианско-моралистичного объяснения , "bastard feudalism". В конечном счете права и обязанности определялись контрактом, примеры которого могу попытаться нарыть. Мне лично представляется, что, естественно, контракт-контрактом, а традиции и культура "феодальных" взаимоотношений все равно играют роль. Но если говорить о документальных, так сказать обязанностях, они согласовывались для контрактников и тем отличались от тех устно-подразумевающихся обязанностей вассала.

Эта модель, конечно же, работала для джентри (и, в принципе, создана была для соц-группы постепенно набирающей силу в английском обществе). Английская аристократия же была повязана с сюзереном, то есть государем, более чем простым служебным контрактом. Мне всегда казалось, что английская аристократия сохранила старо-феодальную структуру отношений дольше, чем джентри, "модернизируясь" уже только при Тюдорах.

С методологической точки зрения, мне представляется, что смотреть на средневековое и ранее новое общество лишь через жесткую призму юридических принципов и структур - по меньшей мере анахронизм схожий с позицией Элтона, который не признавал чего-либо не кодифицированного. Вот Вы выражали недоумение по отношению к термину "политическая культура". Большинство элементов, которые этот современный термин объединяет, относятся к сфере неписанных правил поведения или восприятия, или неформальных, не формализованных обычаев и традиций. Впрочем, об этом более детально в другом месте.

- ...так же как все практически говорят о выплатах на обзаведение (recruitment pay/ recruitment bonus/ lump sum upon recruitment or signing of a contract/ ventaja): Паркер и Томпсон, см. выше; Таллет - стр. 70-71, 72; МакНил - стр. 107; Мортимер (ред.) - стр. 103; Уайт - стр. 25; Поттер о французах - стр. 143. И т.д. Ответ на проблему должен учесть много различных факторов. Например, кто - ветераны, или рекруты попроще, волонтеры «из народа», профессиональные наемники, или же всякие отщепенцы из тюрем и с улицы? Или, где - в Нидерландах, в Империи, на Итальянском полуострове, в Иберии? И где в Иберии конкретно? (Как отмечает Родригес Фернандес - сборник Guerra y sociedad en la Monarquia Hispanica, т. II, стр. 397-398 - присутствовали существенные различия между набором в том или другом регионе полуострова.) Когда - в конце XV-го века, в XVI-м веке, в XVII-м? Наконец, с чьей позиции мы рассматриваем?

Если смотреть с позиции рекрута, то возможно, что вооруженный рекрут получал денег больше, возможно, что нет, возможно, что он имел оружие и прятал его и клал рекрутский бонус себе в карман, возможно, что он получал бонус, дезертировал, и поступал опять рекрутом в другом месте и получал бонус заново. Дейвид пишет о швейцарцах, которые могли одалживать на время оружие и/или экипировку соседа (Парротт, стр. 49). Некоторые могли компенсировать себя, вооружаться и экипироваться за счет грабежей и мародерства, как валенсиец в мемуарах Контрераса, убивший прохожего и забравший у него шляпу и плащ. Важно принимать во внимание, что, например, наемники или солдаты-ветераны (реальные эквиваленты Алатристе) уже имели оружие и экипировку при повторном вызове/поступлении на службу. В конечном счете, возможно много чего, и очень трудно реконструировать с точностью мало мальски солидную группу примеров, по которой можно вывести стабильную модель, а значит с уверенностью сказать, что именно происходит. Если смотреть со стороны государства/правительства, возможность давалась не влезать в долги и не пользоваться таким кредитом. В любом случае, государство выдавало деньги, скажем упрощенно, на хлеб и вино. Если к солдату доходили роса и сухарь, это еще не повод утверждать, что государство солдат не кормило.

Reply

antoin February 19 2014, 10:28:48 UTC
Проблема исследования и феодализма (я, кстати, ближе по взглядам к ревизионистам второго поколения, т.е. тем, кто показывает элементы бастардного феодализма в более ранние времена и ставит под вопрос существование классического феодализма вообще в силу отсутствия единых правил во времени и пространстве, даже пресловутые 40 дней службы не были нормой, а лишь частностью), и обязательств в средневековом и ренессансном обществе в том, что исследователями в основном являются историки, а не юристы в силу объективных причин. Если у человека нет практики права и особенно государственного права, то он не поймёт их историю, но если эта практика есть, то нет времени…

Историки же обычно скатываются в две крайности. Первые в отчаянии провозглашают правовой нигилизм, практически игнорируя документы и оперируя лишь некими личными связями и традициями. Но нельзя игнорировать тот факт, что договоры и законы постоянно были предметом изучения в судах, выносивших на их основе реальные решения. Другие же наоборот в поисках опоры ударяются в позитивизм, т.е. сведение права к писаным документам. Но это во-первых глупо, потому что даже сегодня львиная доля права не является писаной, а во-вторых, это крайне самонадеяно, т.к. историки не имеют достаточной квалификации для толкования законов (и даже для их перевода, что я наблюдаю постоянно). ‘Still the words of the statute are not the statute itself; the law expressed by the words is not the same thing as the words which express it. <…>
The interpretation of a statute requires not only a knowledge of the meaning of legal technical terms, but also of the whole system of law of which the statute forms a part; in particular it requires a knowledge of the legal rules of interpretation, which are themselves rules of law’. (William Geldart)

Обе точки зрения равноудалены от истины, т.к. право больше, чем просто документы или традиции. Право - это система всех писаных и неписаных норм, которые люди соблюдают даже вопреки своим личным убеждениям и желаниям, причём ключевое слово тут «соблюдают». Игнорируемые статьи документов - это не право, а всегда соблюдаемая вопреки личным взглядам традиция - это право. В каждом конкретном случае необходимо тщательное определение того, что люди считают обязующим для себя, того, что заставляло их поступиться собственным мнением. Право - это именно то, из-за чего, например, судья-протестант 16 века отпускал обвиняемого-католика за недостатком доказательств, или из-за чего бывшие сторонники Парламента встали на сторону Карла, когда Парламент нарушил конституцию в вопросе о милиции.

Ещё одной ошибкой является мнение, будто правосознание должно быть у всех в обществе. Этого нет и сегодня, не было и ранее. Право - это представление о должном, но не у всех оно было, а потому не мешало многим арендаторам в гражданскую войну тупо следовать за арендодателем, не думая о политике, либо вообще следовать лишь за личной прибылью. Отличия от баронских войн только в том, что в гражданские войны всё-таки число выбиравших более юридически правую по их мнению сторону было больше, чем раньше, т.е. роль права в обществе возросла. Ведь что такое правосознание? Это род страховки: ты платишь дань праву в ущерб сиюминутным своим интересам в обмен на возможность прибегнуть к его защите в будущем, соответственно глупо считать будто долгосрочные свои интересы могут видеть все люди, а не лишь часть.

Но это я отвлёкся. Продолжение в следующем комментарии.

Reply

antoin February 19 2014, 10:28:59 UTC
Как я уже говорил, сегодня большинство западных бизнесменов в РФ по моему опыту быстро учатся себя вести совсем не так, как в Европе, потому что санкции минимальны по сравнению с европейскими. Но это не означает, что в РФ нет права. Просто это право основано на частных механизмах принуждения, а не на публичных. Право бывает разным. Возвращаясь к арендаторам 16 века, мы должны исследовать во-первых представления о должном, а во-вторых, санкции за нарушение долга. По первому вопросу споров быть не может - нам известны и оправдания неявившихся, и комиссии по проверке причин неявки, и петиции арендаторов Короне о том, что рост арендной платы не даёт им выполнять обязанность выступать конно людно и оружно на службу, и указания Короны арендодателям не допускать обнищания арендаторов, влекущего потерю их боеспособности, и масса судов против лендлордов. Собираюсь давно уже эти исследования описать в ракурсе соотношения с огораживаниями в 16 веке, но руки не доходят. По второму я не видел разбора того, что бывало с арендатором (как низшим, так и высшего ранга), отказавшимся без уважительной причины, поэтому хотел бы посмотреть изучение конкретных случаев. До того я продолжу считать, что отказаться без причин и последствий было нельзя. Поэтому я и считаю, что в этом плане никак не чувствовал себя англичанин свободнее, чем русский в то же время. Мне конечно пишут комментаторы часто, мол ах как красиво, в 16 веке можно было выигрывать суды крестьянам у лендлорда. Но они не видят, что это всё не исключала жесточайшей борьбы. Так, когда вопрос о боеспособности не стоял, то лендлорды повышали плату как могли, а арендаторы в ответ защищались вооружёнными собраниями, т.е. речь шла только о балансе реальной возможности принуждения, а не о том, что цивилизованные европейцы думали о некой справедливости, а не личной наживе. Когда арендаторы были пассивны, а законы не в их пользу, то их лендлорды зажимали только так.

Ещё одна ошибка - мнение, что обязанность служить была лишь обязанностью за землю помимо платы ещё служить несколько дней. На деле «бесплатный лимит» мог быть совершенно различного размера, но ввиду обкладывания его ограничениями в итоге перестал учитываться. Поэтому говорить надо об обязанности быть готовым пойти на службу, т.е. по зову арендодателя арендатор должен был явиться сам или (если он не последний в цепочке) со свитой, но оплачивалась служба с первого дня. Что-то похожее было у кондотьеров, которым платили по уменьшенному тарифу в обмен на готовность в любой момент явиться на полноценную службу по полному тарифу.

Не совсем понял, при чём тут выплаты при найме (выплатами на обзаведение разве их называли буквально? Потому что я бы их переводил просто как аванс). То же и про способы экипироваться - занять у соседа, получить в прокат от городского арсенала, украсть и т.д. Мы ведь говорим о более узком вопросе: до определённого момента (кстати вопрос - до какого?) все контракты требовали явиться с оружием, а что было, если кто-то являлся без оружия? Хейл (стр. 111-112) вот пишет, во сколько месяцев жалованья обходились вычеты за отсутствие аркебузы, шлема, кирасы и т.п. Аналогичные расчёты я видел в какой-то статье или книге о ландскнехтах, но по текущим своим обстоятельствам лишён времени всё имеющееся перерыть. И у Паркера всё же выдачу в кредит я не могу понимать иначе как систему вычета стоимости из жалованья в будущем. Просто надо оценивать приход и уход отдельно для каждого уровня расчётов и кредитов: король-главком, главком-полковники, полковники-капитаны, капитаны-солдаты. На каждом уровне был свой кредит, свои встречные обязанности и свой клиринг.

Точно так же про хлеб и вино - их государство выдавало не просто так, а в счёт жалованья. Как пишет Паркер, к 1630м гг половина жалованья выдавалась натурой. Так что нет, государство солдат не кормило. Оно организовывало продажу им кормёжки. В Европе учитывалось вообще всё, что получал солдат - есть ощущение, что такого как раз на Руси не было. А так я циничный юрист, я даже про современную бесплатную медицину не даю знакомым говорить, т.к. мы платим за неё из своих ежемесячных немалых соцвзносов. Я всегда хочу видеть, за чей счёт в конечном итоге праздник.

Reply

antoin February 25 2014, 19:22:26 UTC
Ещё забыл добавить хорошие цитаты из книги Gunn, Grummitt, Cools. War, State, and Society in England and the Netherlands, 1477-1559 о том, что за отказ явиться на службу лишали земли и штрафовали:
pp. 240-241:
The principal means of raising troops between the 1490s and 1540s, royal signet letters to noblemen, gentry, and towns, played instead on personal duty to the ruler, urging the recipient ‘fail ye not thus to do as we specially trust you’. The growing prominence of the Statute of Winchester, reissued in 1511, emphasized the obligation of every subject to serve his prince with appropriate equipment. The military survey of 1522 revealed widespread disregard of its provisions, but from the 1530s subjects were often made to purchase new arms and armour in accordance with them and fined by muster commissioners for non-compliance. <…> Legislation of the 1540s and 1550s further defined the subject’s duties. As disputes spread over whether tenants were bound to serve in contingents raised by their land-lords at the king's command, a clause in the 1549 Act against Unlawful Assemblies made refusals of military summons by leaseholders or copyholders punishable by the loss of their lands. Much more important were two statutes of 1557-8. The first, ‘An Act for the having of Horse and Weapon', superseded the Statute of Winchester and laid down a ten-point sliding scale of weapons, horses, and armour required according to income or wealth in goods, with the extra refinement that those whose wives wore velvet or silk should be liable to equip a light horseman. The minimum requirement, for those with just £10 in goods, was a longbow, a sheaf of arrows, a steel cap, and a halberd or black bill.

Цивилизованные англичане очень прогрессивно давали возможность отказаться от службы, после чего заплатить штраф, собрать вещички и уйти с земли. Никто не неволил свободных людей.

Reply

thor_2006 February 26 2014, 04:33:30 UTC
Царь-батюшка все ж милостив был - обычно хватало батогов, а изъятие поместья - это уж совсем крайний случай... Дикая Московия...
P.S. Кстати, книжка давно в Сети вывешена.

Reply

antoin February 26 2014, 05:35:51 UTC
Вот потому и тиранство, что физические наказания в ходу были!

Ну а вы думаете я потянул 120 долларов за электронную версию или 140 без доставки за бумажную? ;)

Очень понравилась, особенно в части как раз описания участия знати в сборе армий на традиционных началах (кстати никак не могу придумать, как лучше переводитьretainers & retinue - свитскими и свитой как-то не с руки их звать), а то обычно-то пишут лишь про наёмные полки.

Reply

thor_2006 February 26 2014, 05:50:58 UTC
А кто ж вас, жителей Масквабада, знает? Там, грят, в Масквабаде-то, денег по самое по не могу - вон, даже пан Корчиньский обомлел - грабить, балакал, тут клятих москалей не переграбить аж пивсотни лет... :)
P.S. Работа и вправду интерена. Жаль только, доведена лишь до начала 60-х гг.
P.P.S. Уши мальчика на его спине - не доходит чеерз голову, через то самое место скорее дойдет! ;)

Reply

antoin February 26 2014, 05:54:44 UTC
А после 60-х у нас есть Паркер, Нимвеген и прочие, там уже остатков феодализма практически нет, как и ордонансных бандитов :)

Кстати, а насколько тяжёлым было наказание батогами? Кнут вот достаточно близок к смертной казни, но про батоги таких ужасов не слышал.

Эх, читал ваши посты про барщину, с ужасом вспомнил, как зубрил на первом курсе к экзамену по истории отечественного государства и права знаменитый академический десятитомник комментариев к источникам права от Древней Руси и до революции...

Reply

thor_2006 February 26 2014, 06:08:24 UTC
Ну да, батогами считалось легче, но ими, бывалоча, когда чрез меры усердствовали, забивало до смерти...
P.S. Суровый у Вас был препод по ИОГП! ;) Прямо таки подобен Tyrann'у! ;)

Reply

antoin February 26 2014, 06:10:32 UTC
Дык сам Чистяков-сан, автор этих комментариев.

Reply


Leave a comment

Up