В четверг закончились новогодние каникулы, но я, по причине гриппа, сумел оттянуть наступление "момента истины" еще на пару дней. Но работа все равно меня настигал - срочно, в к понедельнику было приказано написать статью и сдать ее. Вчера весь день ломал голову, чтобы такого написать, и к вечеру осенило - а, собственно, зачем изобретать
(
Read more... )
Что же касается "внутреннего рабства", то, как мне представляется, тут надо иметь в виду, кого именно касается это самое "рабство". Конечно, для француза или англичанина было "рабством" описанное Герберштейном свойство московитов выступать по первому приказу государя в поход, да еще и за свой счет (хотя тут есть некоторая, и достаточно сильная натяжка). Как-так, за свой счет да на войну, да еще на столько, насколько государь укажет (а не на 30-40-100 дней). Действительно, "рабство", где ж свобода? Но эта "свобода" там, за "бугром", кого именно она касалась? Какая доля общества могла иметь эту "свободу"? И по мне, так московиты эту разницу нутром чувствовали (как собики - понимать - понимали, но высказать ее в красивых словах не могли, ибо темные были и необразованные, аристотелей и прочих еллинских философов и риторов не читали, некогда было). И вот что любопытно - каким бы ни был тираном Tyrann, но при нем мы не видим массовых социальных выступлений, а вот при Тишайшем - пожалуйста, и не одно. Почему? Выходит, что тиранства Tyrann'a для основной массы населения вовсе не были таковыми? чего не скажешь о временах вроде бы белого и пушистого А.М.?
И я таки не соглашусь с тезисом о том, что Боярская дума не имела существенного влияния на государственные дела и не ограничивала власть государя. Сам факт того, что даже Tyrann был воспроизводить ее в опричнине, говорит о том, что он нуждался в ней, не мог без нее. Если бы она была пятым колесом - почему он ее не разогнал и не стал править самовластно? Опять же, пресловутые "земские соборы". Зачем Tyrann'у, полагающему, что он де волен в холопех своих, созывать в 1566 г. собор с тем, чтобы узнать мнение верноподданных насчет продолжения войны с ВКЛ? Скажете - лицемерие, спектакль? А доказательства спектакля? Их нет, а если нет, то почему не полагать обратное? Впрочем, в самой Европе тоже ведь не было единой модели - одно дело Франция, другое - Испания, третья - Британия, четвертое - скандинавы.
Reply
Дополнительно, много ли законов в Московии Тираннуса, например, ограничивали права самого царя? Мог ли Царь не созывать Земские соборы? Считалось ли ужиманием прав населения, если он их не созывал?
По-моему Вы несколько утрируете, забывая один из первых методологических вопросов относительно авторов источников. Кто они? Нельзя же ожидать современного методологического историко-культурологического анализа от людей 1500х. Даже если бы дело шло о туризме, ни гидов, объясняющих суть дела, ни каких-либо брошюр, естественно, тогда не было. Кроме того, дворцовый церемониал не воспринимался как что-то театральное, а как монолитная реальность, как... ну как Вам сказать, таким же образом как религиозное действо было реальностью, а не простой и пустой церемонией.
"Удовольствие от рабства..." Правда кажется абсурдным? Это пока мы не вспомним о Partiot Act, например, или о том, что современные коммунисты говорят, что в СССР жилось прекрасно, в топку "свободу слова". (Не скажу, что она, впрочем, и сейчас есть, но это вне данного обсуждения.) Многократно замечено, что народ легко сдаст свои свободы за чувство сохранности и безопасности. Теперь возьмите эту оценку, передвиньте ее на 400 лет назад, обильно облейте ее культурным сознанием московита, сознанием службы помазаннику и, особенно, апокалипсически-религиозным восприятием, и "холоп" готов.
Reply
Этот пример я привел к тому, что Вам, по непонятной причине, мерещится злой умысел. (Воистину, я как-то не ожидал, что современная гос-политика наращивания ксенофобии протянет свои грязные лапы в Ваши страницы.) А что является доказательством сему злому умыслу? Какие цели преследовали дипломаты Герберштейн и шпион Поссевино? Для чьих ушей были написаны трактаты торговцев? И кстати о торговцах, для европейца буржуа реальная свобода, не идеологическая, а реальная, бытовая - это собственность. И когда таковой торговец слышит, что московский воин не владеет своим леном, то европейский торговец естественно скажет, что раз у оного война нет собственности, он - раб. Кстати, "холоп" иностранцы понимают как раз нормально (я имею в виду тех, кто не просто списал это у Гербештейна). И параллели с Османами тоже весьма тонкие и проводили их, как Вам известно, не только авторы в XVI веке, но и историки в XXI.
Маленькие замечания касательно военного контекста "свободы за бугром". Во первых, главный акцент на "холопство" иностранные авторы делают не в обсуждении дел военных. А во-вторых, в XVI веке уже (или еще) такая свобода в Европе была, т.е. свобода выступать/не выступать, за свой счет/за плату, итд. В Англии, например, это выражается в том, что викторианские историки окрестили впоследствии как "bastard feudalism", построенный на контрактном принципе и уже в быту, так сказать, во время Войны Роз. "Рекрутские наборы" эпохи возрождения тоже дело, в принципе, добровольное. Встречались исключения, конечно, но повального набора не было даже среди дворянства, которое, впрочем, во многих случаях, само рвалось на рожон, в силу определенного самовосприятия. Что же касается денег, то ни один рекрут Испанской Империи, например, не экипировался за свой счет. Если Вам не дает покоя глава про "Погоню за экипировкой" в Трех мушкетерах, то... может быть лучше переставить книгу на полку с художественной литературой и оставить ее там?
Reply
Reply
Плюс такое дело: экономическое рабство меньше ощущается, хотя на деле оно одинаково (всё равно, пусты полки магазинов или у людей просто нет денег на покупки). Сравним тут пропагандистский спор англичан и французов в 18 веке: по факту французам жилось вольнее, но с точки зрения англичан у французов был тиранический абсолютизм (понятие, придуманное именно для пропаганды, т.к. ранее абсолютизм означал лишь независимость от папы и императора), а у англичан была настоящая конституционная свобода.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
- Могли ли лорды Севера и сам командующий Севера без последствий отказаться выступать в сторону Флоддена? Вспоминается ещё из Ганн-Груммит-Колсовской книги: in 1513 only one of the thirty-four fit adult English peers was not fighting the French or Scots or serving at sea.
- а можно пояснить, что имеется в виду под тем, что ни один рекрут не экипировался за свой счёт? Старик Паркер ведь пишет, что не имевшим оружия на момент вербовки оно выдавалось в кредит в счёт жалованья, да и порох-пули стрелки за свой счёт покупали…
Reply
Что касается экипировки... Во первых Паркер обсуждает в основном Фландрскую армию, а не испанские армии вообще. По-вторых, он пишет, что такое вооружение "в кредит" появилось постепенно (стр. 41 второго издания, 2004 г.). Можно так же сказать, что такой кредит зависит в реальности от собственно выплаты жалования, а значит "выплаты" оного весьма туманны в обычной ситуации задержки такого жалования.
Наконец, выше я имел в виду, что рекрутам выдавалась, помимо жалования, еще и сумма "на обзаведение", то что называется «enlistment money» (отдельный бонус для идальго назывался ventaja). Как мы представляем модель рекрутирования и найма? Тот или иной офицер, после получения капитанского патента, набирает роту. Под свой патент он для этого (теоретически) получает определенную сумму из казны или занимает, на деле же чаще всего выделяет из собственного кармана и запрашивает компенсацию впоследствии. (Примеры у Томпсона, War and Government, стр. 110-111). В эту сумму входит и так называемый рекрутский бонус. Тот же Паркер (стр. 30) описывает, что при наборе «the company secretary entered the name and distinguishing marks of each recruit in his list and arranged a cash payment...». (См. так же стр. 37, где он описывает собственно суммы выдаваемые тому или иному рекруту при поступлении на службу.) После комплектования, рота проходит проверку, дает клятву/присягу и уже после этого получает жалование за первый месяц.
А теперь хватаем маленькую деталь. Государство выдавало деньги (или впоследствии компенсировало потраченные суммы) на жалование и экипировку. (См. стр. 31.) Нанимающий капитан мог прикарманить или по другому распределить эти деньги, но тут мы переходим уже в иную плоскость, индивидуального жульничества. Дополнительно, правительство заботилось о посылке провианта и боеприпасов, или отпускало на закупку всего этого барахла крупные суммы, как например те, что запрашивали Эрцгерцог Альберт и Спинола во время кампании вокруг Остенде.
Reply
Reply
Leave a comment