Нечто староэкономическое...

Sep 08, 2013 10:06


      И снова меня терзают смутные сомнения. Какие и почему? Но прежде всего вопрос - о чем свидетельствует широкий размах кредитно-заемных операций? Моих глубоких познаний в экономике явно не хватает, чтобы совместить распространенность таковых операций в определенной среде с утверждением о том, что на Руси святой в XVI в., к примеру, процветало чуть ил полностью натуральное хозяйство. Может быть и так, но все же…



На чем основываются мои смутные сомнения? Прежде всего на духовных грамотах детей боярских. Я не буду брать княжеские грамоты (поскольку они люди знатные и богатые - не все конечно богатые, но опять же, все же не рядовые украинные дети боярские, мелко- или вовсе пустопоместные). Но если глянуть в духовные «стандартных» детей боярских, то вырисовывается занимательная картина. В формуляр духовной грамоты всенепременно входит раздел «кому ми что дати, у кого ми что взяти». Вот, к примеру, духовная Михаила Нерона Александрова сына Вотчичева, датируемая апрелем 1524 года. Согласно ей, Вотчичев должен отдать трем человекам 95 алтын и 10 денег долга, сам же хотел «взяти» 3 рубля и 53 алтына денег. Упоминавшийся мною раньше Русин Игнатьев должен был 5 человекам 21 рубль. Захарья Федоров сын Катунин задолжал в 1519 г. 5 рублей, а ему были должны 10 рублей и 90 алтын. Дмитрий Тимофеев сын Синий в 1510 г. намеревался вернуть долг в размере 1,5 рублей, изъявляя желание, чтобы его наследникам заплатили его должники не много ни мало, а 13,5 рублей и еще 175 алтын. Тимофей Окулов сын Бусурменов в начале правления Ивана IV распорядился своими долгами и обязательствами так: ему должны были 16,5 рублей, а он, в свою очередь, наказывал вернуть кредиторам 6,5 рублей и 77 алтын. Размах кредитно-заемных операций некоторых детей боярских поражает - Василий Есипов по завещанию хотел вернуть около 70 руб., тогда как ему должны были примерно 40 руб., а Григорий Валуев - соответственно около 36 и 32 руб. Суммы, что и говорить, более чем!
      Вот и вопрос - как это сочетается с утверждением о господстве натурального хозяйства на Руси XVI в.?



"микроистория", ересь

Previous post Next post
Up