О хронологии и периодизации пост.
Было бы здорово, если бы при Боярской думе был бы секретариат, а на самих ее заседаниях присутствовали стенографисты, кои записывали глупость каждого выступавшего явственно, а еще было бы здорово, ежели б в нашем распоряжении были бы всякого рода препозиции, суппликации, меморандумы и прочие записки, посредством которых можно было бы отслеживать, как формировался внешнеполитический курс III Рима и ответственен за успехи, а кто - за провалы. Но, увы, в нашем распоряжении нет такого обилья харатей и бумаг, а скудные обмолвки в летописях и посольских книгах позволяют лишь в самых общих чертах пытаться реконструировать такого рода дебаты и расстановку сил при дворе. Но назвался груздем - изволь…
Итак, традиционно принято считать, что две партии было при дворе молодого Ивана - одна ратовала за наступление на юг, там типа богатые земли, вотчинишки и поместьица можно заполучить и все такое (правда, вопрос возникает, где мужиков взять для обработки благоприобретенных земелек, но такое, подлый вопрос, мешает полету фантазии). Другая партия ратовала за продырявливание окна в Гейропу (зачеркнуто) Европу и завоевание Ливонии - надо, мол, ногою твердой стать у моря и отселе, глядя на грозный пламень, грозить германам. Мудрые советники типа того же Адашева-собаки или князиньки Курбского уговаривали Tyrann’a пойти по первому пути, но их не послушался и пошел по второму, чем вверг Россию в катастрофу, Смуту, смену династии, Петровские реформы, крепостное право, Николая Палкина, три революции, РКМП, НСССР и прочий гроб, смерть и кладбище.
Красивая такая схемка и удобная - у нас есть виноватый за все и не нужно ломать голову над тем, как оно было на самом деле (по заветами нашего все Л. фон Ранке). Правда, как оно было на самом деле сегодня уже не восстановить, но попробовать приблизиться к этому - а почему бы и нет? Попробуем и мы.
Что мы имеем? Складывается ощущение, что в Боярской думе после взятия Казани и смерти Юсуфа вкупе с поселением на Астраханское седалище Ямгурчи ( а потом Дервиш-Али) началось своего рода головокружение от успехов. Персонально определить главных головокружителей вряд ли возможно ( сам Иван потом в переписке с Девлет-Гиреем называл кое-кого - того же Шереметева-старшого, дьяка Висковатого и еще пару персон. Я бы добавил сюда еще и Макария митрополита), но то, что они были - несомненно, и сам Иван, молодой и горячий, поддался на их убеждения и одобрил план - нет, не так, План.
Суть этой идеи состояла в следующем - а давайте разыграем в Крыму игру такую, как в Казани и Астрахани (правда, забегая вперед, предлагатели постарались сильно прищуриться и не заметить, что игра эта была какая-то странная, вечно возникали проблемы , решать которые приходилось большой кровью, но то такое - главное оценить красоту игры!).
Суть же игры состояла в том, чтобы… в общем, «партия войны» полагала, что Девлет-Гирей сидит на своем седалище нетвердо, что далеко не все карачи-беки им довольны, что стоит раскачать ситуацию изнутри и подтолкнуть недовольных правлением турецкого хана, для чего немношк побить татаринов набегами водой и сушей - водой русскими судовыми ратями, а сушей - используя ногайскую конницу бия Исмаила (благо ногаи свирепы, искусны в степной войне и не очень любят крымцев), а чтобы им не было скучно - дать им в помощь казаков с вогненным боем. И кандидата на крымское седалище искать особо не надо - чем плох «царевич» Тохтамыш? И силен, и красив, и с Едигеевичами в родстве, и нам поваден.
В общем, есть идея, есть план , контрагенты определены, финансирование пробито - понеслось.
Но скоро только скаска сказывается, но не дело делается. Начиная с 1552 г. Москва и
Бахчисарай прощупывают намерения друг друга и ведут борьбу за Астрахань . Хан совершает большой выход к Туле, а Москва предпринимает в 1555 г. «Польский поход» Шереметева, пытаясь поймать Девлет-Гирея в ловушку (неудачно - хан сумел уйти, разбив Шереметева Большого при Судьбишах, потеряв при этом почти весь свой кош).
Второй этап войны начинается после взятия Астрахани и будет длиться до начала 60-х гг. XVI в. В эти несколько лет Москва предпринимает наступление на Крым и чинит всякую тесноту Девлет-Гирею и в нижнем Поднепровье, и в Подонье, и на Кубани и Северном Кавказе, и в Таврических степях, и даже сам остров Каффы подвергается набегам с моря со стороны русских судовых ратей, справившихся по Днепру. Параллельно отрабатывается порядок выстраивания обороны по берегу о Крымской угрозы и возводятся новые города-государевы крепости в поле, прикрывающие подступы к берегу.
Увы, успехи, одержанные русскими ратями, оказались хоть и блескучими и громкими, но эфемерными. Ногаи, ослабленные внутренними распрями и мором, не приняли активного участия в кампании против Крыма, Исмаил, беспокоясь за свою власть, ставил непременным условием участия в наступлении оказания ему помощи против малых Ногаев, Казыева улуса, приютившего его врагов и злейшего бображелателя лично ему. А тут еще по нарастающей пошла эскалация враждебности с Вильно, недовольного активностью русских на крымском направленнии( мол, разобьют крымцев - за нас примутся) и в Ливонии ( тут речь еще впереди). В воздухе явственно запахло порохом, и войну с Крымом решено было сворачивать ввиду отсутствия перспектив скорой победы (и, похоже, здесь Иван сказал свое веское слово).
Начиная примерно с 1561-1562 гг. пошел третий этап войны , точнее, ни мира , ни войны. Девлет-Гирей оклемался, поплотнее уселся на седалище и вступил с Иваном в переговоры, инициированные с русской стороны. Эти переговоры перемежались набегами с крымской стороны, имевшими своей целью оказать давление на Ивана и сделать его более сговорчивым. Правда, набеги эти, предпринимаемые как самим «царем», так и его детьми, имели переменный успех, от того и переговоры шли тяжело- стороны с трудом шли на компромисс. Но вроде бы основные трудности в конце концов удалось преодолеть и хан шертовал Ивану. Как будто вернулись старые добрые времена русско-крымского союза, острицам своим направленного против Литвы.
Увы, этот момент длился недолго. Противники союза при дворе Девлет-Гирея оказались сильнее и сорвали окончательное шертование. Попытка хана избежать большой войны успела не имела и начался четвертый этап - татарское наступление . Главные его события -астраханский поход турок и татар 1569 г. и два похода хана на Москву - в 1571 и 1572 гг. но теперь жестокое разочарование ожидало Девлет-Гирея.
Радужные надежды, пробудившиеся было после 1571 г., развеялись в прах в следующем году, после чего старый и больной «царь» всея Крыма постепенно сворачивает свою военную активность - наступил последний этап необъявленно войны. Для хана важен был теперь вопрос о передаче власти, он углубился в решение этой проблемы, а Иван - Иван занялся большой политикой, пытаясь вместе с австрийским домом повлиять на выборы (национальная идея однако - вмешиваться в чужие выборы) короля в Ржачи Посполитой и занявшись ливонскими делам ( наконец-то!). Со смертью в 1577 г. Девлет-Гирея и войне двух царей пришел конец.
Вот так широкими мазками вкратце и выглядит наша история. Тo be continued!
Нейросетевой Васильич