Паровой человек Дедерика

Feb 21, 2019 11:17


Прогулки на просторах интернет привели меня в хранилище цифровых материалов Общественной библиотеки Нью-Йорка (NYPL Digitall Collection). Мое внимание привлекла одна русскоязычная картинка:



Даниил длинный, Великан. Русский лубок из хранилища NYPL (1868 год)

Называется она не больше ни меньше «Даниил длинный, Великан» и относится к серии русского народного лубка издания 1868 года, В нижней части можно разобрать текст. Приведу его для удобства:



Целые столетия алхимики трудились над созданием химическим путем гомункула. В настоящее время простому механику в Нью-Йорке, Цоддоку Детрику, удалось изобрести парового человека. Он так устроен, что не только бегает быстро по всем направлениям, а может служить локомотивом для тяжести, на перевозку которой потребовались бы 3 сильных лошади. Паровой человек 7 (прим. - не уверен, что правильно разобрал цифру) футов 9 дюйм росту в сапогах. Рабочие Детрика прозвали его Даниилом Длинным. Туловище его представляет изумительно сложный механизм, помощью их великан шагает совершенно легко и непринужденно, как только одна нога переступает, другая поднимается посредством пружины и движется силою пара. С каждым шагом великан подвигается на 2 фута вперед, полный оборот машины равняется четырем шагам. А так как машина в 1 минуту делает более 1000 оборотов, то паровой человек может пройти более мили в минуту. Но чтобы он ходил совершенно твердо даже по неровной почве, Г.Детрик хочет, чтобы машина делала только 500 оборотов в минуту, так что его человек будет проходить в минуту только полмили. Парового человека впрягают в обыкновенный экипаж, железные оглобли которого, соединенные железным же кольцом, обхватывающим Великана, как пояс поддерживают его в вертикальном положении. Необходимый запас угля хранится под заплатками, вода в котле под козлами, уголь и вода берутся на полдня или даже на целый день. Понятно, что бег такого великана должен наводить панический страх на попадающийся ему по пути скот, в особенности на лошадей, но Г. Дедрик постарался помочь, на сколько возможно этой беде, придав своему великану человеческую физиономию, и одев его в сюртук, панталоны и жилет последней моды. Как только нужно подложить огня кучер останавливается, слезает с козел, расстегивает «Даниилу» жилет, открывает дверцу, находящуюся на месте сердца, насыпает в него угля, застегивает жилет и мчится дальше. Всевозможные случайности как то внезапная остановка, поднятие на гору и проч. предусмотрены. Стоит только подавить пружину, и великан исполняет то, что требуется в данную минуту. Для прикрытия различных винтов у великана надета через плечо свернутая в трубочку шинель, его черные волосы и черные усы красиво оттеняют лицо, про которое можно выразится, что это кровь с молоком. Паровой человек стоит 2000 долларов.

О чем этот текст? Неужели такое было? Сказано, что он проходил 1 милю в минуту. Это же почти 100 км/ч! Насколько известно, первый автомобиль разогнался до 100 км/ч только лишь в 1899 году. А на скорости 50 км/ч он мог ходить и по неровной почве. Это уже получается паровой внедорожник. Была ли такая скорость или нет, сегодня невозможно проверить, но интересно то, что есть фото этого аппарата и патент с описанием общей схемы.



Паровой человек. Источник: Wikipedia

US75874A - Improvement in steam-oaebiage - Google Patents

patents.google.com


Присмотритесь: в левой части фотографии видны руки человека. Кто-то сидит на козлах и держится за нечто вроде руля. Неужели этим можно было еще и рулить? Патент сообщает:

The driver may, by means of the tilier, turn the machine as may be desired.

Т.е. водитель может поворачивать туда, куда ему захочется.

Я до сих пор немного в шоке. Если верить материалам, то и сегодня такой паровой шагающий аппарат мог бы, например, обгонять автомобили на шоссе. И никакого бензина! Вода, уголь - и погнали.

Еще раз убеждаюсь, что мы недооцениваем прошлое. Как мало мы о нем знаем!

Робот 19 века, Технологии прошлого, Паровой человек, Паровой двигатель, Технологии 19 века, Шагающий механизм

Previous post Next post
Up