Маленький патерик, глава VIII

Jan 26, 2015 09:55


22. Однажды притекли к мирского чина оному боголюбцу люди из числа взыскующих духовной мудрости и богопознания, и разделили с ним трапезу, и по уставу святых отец восприяли красовуль, и от трав сельных воскурить не возгнушались братолюбия ради. Тогда, приступив, вопросили его о наставлениях, и он сказал им притчу сию:

Некий старец был не очень рассудителен, да и не особенно стар. Он решил повторить подвиг преподобного Серафима Саровского и пошел зимовать в лес. Там он быстро съел всю взятую с собой еду, а добыть новой не умел, поскольку вырос в городе. Почти неделю бродил старец по лесу, и набрёл на берлогу. В берлоге жил медведь, который увидел старца, пожалел его и накормил медом и корешками. Много раз после того голодный старец приходил туда, и всякий раз медведь не отказывал ему в пище. Медведь знал, что ему никогда не стать святым, да и вообще что звери души не имеют и в рай не попадают. Но он всё равно помогал старцу, потому что жалел его, бедного.

23. И иную притчу приложил боголюбивый тот мирянин:

Один батюшка переходил речку зимой и провалился под лед. К счастью, поблизости шел другой человек. Он заметил батюшку, и вытащил его на берег едва живого. Было холодно, и тот человек отвел его к себе в расположенную неподалеку бытовку, напоил горячим чаем, накормил, и помог просушить одежду. Они разговорились, и батюшка узнал, что его спасителя зовут Саак и он из Армении. Когда священник уходил от него, то сказал: "Спасибо тебе большое, Саак, я за тебя буду молиться в храме всю жизнь". Но он так сказал, чтобы Сааку было приятно. Молиться в храме батюшка за него не собирался, потому что армяне - они ведь еретики, а за еретиков в храме молиться не положено. Тем не менее, батюшка стал молиться за него дома: "Просвети его, Господи, и от погибельныя ереси к Церкви Своей причти". Он так молился каждый вечер недели две, а потом еще пару раз, а потом как-то забылось.

24. На сие пришедшие благодарили боголюбивого того мужа. И принесли лютни, и кимвалы, и рога с прочими инструментами, и воспели от песней сионских. Когда же день приклонился к вечеру, снова приступили к боголюбцу пришедшие, говоря: "Авва! Скажи нам и еще от притч!" Тот же, возвед глаза горе, отвечал: "Трудно сие, ибо иная притча печальна, а иная невразумительна мудрствующим по плоти". Они же отвечали: "Ей, отче! Но и малое разумение премудрости лучше неведения". Он же, похвалив их рассудительность, сказал:

"В некой стране жил священномних именем Аркадий, и был он очень рассудителен. Он принял постриг еще в семинарии, но в монастыре никогда не жил, потому что владыка назначил его на приход. "Так оно и лучше, - решил иеромонах, - ведь сейчас надо больше с людьми работать, миссией заниматься". С людьми работать у батюшки получалось - собралась небольшая община и они все вместе восстанавливали оскверненный сельский храм. Работали усердно, но храм был довольно большой, так что возрождение шло не так быстро, как хотелось бы отцу Аркадию. "Там мы до второго пришествия стройку не закончим, - думал он, - Сколько людей вокруг без храма-то пропадут!"

И как ответ на такие мысли вскоре в храм пришли какие-то состоятельные люди из фирмы, строившей неподалеку коттеджный поселок. Поговорил с ними отец Аркадий, и вскоре возрождение храма пошло куда как быстрее - буквально через пол-года уже сделали купола, а рядом построили большой дом причта. Иеромонах, конечно, тоже старался помогать своим новым знакомым - поминал их на службе как благотворителей, книжки православные дарил, крестил, венчал, ну, и всё в таком роде. Но старался особо не давить, конечно, потому что был рассудительным.

В том храме была прихожанка одна, Алевтина. Ее муж к тому времени умер, дети разъехались, возраст брал свое. Но силы какие-то еще были, и Алевтина без остатка отдавала их храму: вытаскивала строительный мусор, убиралась, помогала батюшке. Когда отец Аркадий нашел спонсоров, она очень обрадовалась - наконец-то храм засияет! Как-то раз Алевтина не пришла на службу в воскресенье, и потом еще на праздник посреди недели, и снова в воскресенье. Отец Аркадий спросил у других прихожанок, и узнал, что Алевтина сильно заболела. А еще через неделю ему сказали, мол, помирает Алевтина. Батюшка уже хотел сходить к ней, но тут нагрянули спонсоры и пригласили отца Аркадия на дачу на недельку, потому что один из них отмечал там день ангела. Священник думал навестить Алевтину, даже хотел попросить спонсоров подождать пару часов, но постеснялся - серьезные все-таки люди, не удобно. "В конце концов, они ведь храм восстанавливают, а через храм сколько людей могут придти к вере и спастись!", - рассудительно решил иеромонах. Он съездил поздравить своих подопечных, а когда вернулся, Алевтина уже умерла, и ее похоронили, так что батюшка отпел ее заочно. Через год храм достроили, приехал владыка, похвалил Аркадия, пообщался со спонсорами и остался очень доволен".

И отвечали бывшие с боголюбцем: "Воистину, обличает сатану слово сие!" Враг же всяческой премудрости отступил, посрамленный.

маленький патерик

Previous post Next post
Up