Сергей Худиев пишет чюдеса

Nov 25, 2013 18:20


Я всегда полагал (да и сейчас почему-то не оставил сего мнения), что Сергей Худиев - человек очень премудрый. Конечно, наши позиции могут расходиться как угодно далеко, но одно другому, разумеется, не мешает. И вот под его именем на "Правмире" вышла статья "Почему протестанты допускают епископские хиротонии женщин, и чем это чревато?" , которая повергла меня в шок и трепет. Опять же, повергла не излагаемыми взглядами, а количеством грубейших ошибок на квадратный сантиметр текста. Сами смотрите:

Как сообщает ВВС, Англиканская церковь снимает юридические препятствия, не позволявшие до сих пор женщинам становиться епископами.

Стоит пройти по указанной Сергеем ссылке, чтобы убедиться, что речь идет не об англиканской Церкви как таковой, а о Церкви Англии, одной из поместных англиканских Церквей. В англиканской Церкви в целом женщины-епископы существуют с 1989 года, когда была рукоположена Барбара Харрис. Но лучше вообще не ходить по ссылке, которую дает Сергей, потому что она ведет на "новость" 7-летней давности (см. дату наверху, если уж). На самом деле автор статьи имел в виду, вероятно, другую новость ВВС (подробнее здесь), в которой речь идет о переносе даты голосования о рукоположении женщин-епископов в ЦА с 2015 года на год 2014. Поистине, революционное событие!

Церковь Англии с XVI века не переставала быть государственной. Епископы заседают в парламенте, Церковь в значительной степени (хотя не полностью) финансируется за счет бюджета.

Церковь Англии ни в какой степени не финансируется за счет бюджета. По секрету могу сказать, что, в общем и целом, со времени Славной революции 350 лет назад Церковь Англии не получала никаких дотаций из налогов граждан. Государственный статус Церкви Англии - это церемониальный фейк, примерно такой же, как и упомянутые Сергеем Худиевым епископы в Палате Лордов:

Негосударственная Церковь может сказать премьер-министру «а твое-то какое дело?». Государственная так не может - премьер-министр спросит у епископов в парламенте «а что вы тогда тут делаете?» и будет в своем праве.

Сергей, вероятно, не в курсе того факта, что епископы в Палате Лордов традиционно воздерживаются от голосования по любым вопросам. Кроме того, сама Палата Лордов, по большому счету, имеет исключительно консультативные полномочия и является, скорее, аналогом Общественной палаты РФ, в которой, кстати, тоже есть епископы. Ну и под конец статьи Сергей Худиев обрушивает на читателя абзац, который студенту-религиоведу стоил бы пересдачи соответствующего экзамена:

Например, ближайшие родственники англикан, Американская Епископальная Церковь, идет «в ногу со временем» гораздо быстрее - женский епископат уже давно пройденный этап, как и рукоположение открытых гомосексуалистов. За период с 1965 по 2005 год численность этой деноминации сократилась на 34,27%.

"Ближайшие родственники англикан, Американская Епископальная Церковь" звучит примерно как "ближайшие родственники православных, Русская Православная Церковь" - ведь АЕЦ (ровно как и ЦА) является одной из поместных англиканских Церквей, также как РПЦ - одна из Церквей мирового православия.

Для сравнения - за тот же период численность американских католиков возросла на 49,49%.

Не будем придираться к цифрам - в интернете желающие могут найти цифры по своему вкусу. Я, например, нашел исследование, согласно которому количество на 8 переходов из протестантизма в католичество приходится 10 переходов наоборот. Но я уверен, что Сергей Худиев может с одной попытки назвать причину действительно существующего небольшого процентного роста католиков в США.

Численность крайне консервативной протестантской общины «Южная Баптистская Конвенция» возросла на 51,06%.

Эта фраза достойна увековечения в граните. Я молчу про то, что ЮБК - это совещательный орган совершенно самостоятельных баптистских Церквей, придерживающихся конгрегационалистских принципов церковной организации; в Конвенцию постоянно кто-то входит, кто-то выходит, так что как можно подсчитать там динамику роста за 40 лет - не известно никому на свете. Но я бы на месте Сергея обратил внимание на тот нехитрый факт, что, хотя центральное руководство ЮБК не поддерживает женского служения, заметная часть (хотя, безусловно, меньшинство) Церквей-членов Конвенции рукополагает женщин в пасторы. "Крайне консервативная". As if.

Ну и под конец хотелось бы вернуться к заголовку. Я, конечно, понимаю, что в современно мире всем правят информационные поводы, а нет повода - нет и явления. Сергей в заголовке приравнивает англикан к протестантам. Я с этим не согласен, но подобная классификация встречается, и автор в своем праве. Вызывает недоумение лишь одно: чего же он так возмутился рукоположением женщин в одной из Церквей одной (и не самой большой) протестантской деноминации. Протестанты вообще (хотя, конечно, обобщать "протестантов вообще" - это вроде как классифицировать живопись разных направлений по форме рамки) начали рукополагать женщин в середине 19 века, в период между мировыми войнами женское священство пришло в большинство традиционных протестантских Церквей Европы. В СССР Евангелическо-лютеранская Церковь Латвии ввела женское священство в 1975 году! В скандинавских лютеранских Церквах (состоящих, кстати, в евхаристическом и иерархическом общении с Церквами Англиканского Содружества) женское священство ввели в первой половине XX века, женский епископат - в начале 1990-х годов, а сейчас в некоторых из них в клире женщин больше, чем мужчин. Так и хочется спросить: Сергей, вы не замечали этого раньше? А почему?

религия

Previous post Next post
Up