О либерализме, Русской Церкви и франчайзинге

May 21, 2013 22:52


На Западе есть такое понятие - mainline churches, церковный мейнлайн. В США это явление также называется "протестантский мейнстрим", однако термин "мейнлайн" употребляется едва ли не чаще, поскольку включает в себя также старокатоличеческие, греко-православные и восточно-православные Церкви. Основным критерием мейнлайновости в США - не очень логично, но фактически верно! - называют членство в американском Национальном Совете Церквей (это как ВСЦ, только в рамках одной страны) и прочих экуменических структурах. Однако в общем и целом понятно, что мейнлайн - это такой тип церковности, который не слишком завязан на собственно догматику и вероучение - будь то вера в согласие отцов, вселенские соборы, основные положения протестантской Реформации или непогрешимость Библии. Вернее сказать, почти не завязан. Разумеется, Церкви продолжают формально декларировать что, мол, мы свято держимся учения семи соборов или блюдём Аугсбургское исповедание, однако это кокетство давно никого не обманывает. В любой из мейнлайновых Церквей можно найти клириков (и тем более мирян), придерживающихся совершенно любых религиозных, философских и этических взглядов и объединяемых лишь общей литургической эстетикой и внешним стилем церковной жизни. Единственный, наверное, способ нарваться на дисциплинарные проблемы в таких Церквах - это встать на ультраконсервативные позиции (необходимая мера консерватизма может слегка отличаться), настойчиво твердить о собственной исключительности, или войти в острый конфликт с церковным руководством (как правило, на каких-то материальных основаниях). К мейнлайновым Церквам не относятся евангелики, фундаменталисты, и харизматы, а также Католическая Церковь - они не входят в экуменические организации и их члены, формально, не имеют привычной для мейнлайна свободы, будучи ограничены библейским буквализмом или инструкциями Святого Престола.

А теперь посмотрим на Русскую Православную Церковь. Я сам довольно долго жил в Западной Европе могу с уверенностью сказать: РПЦ - это мейнлайновая либеральная Церковь, такая же точно, как Евангелическая Церковь Германии, лютеранские Церкви скандинавских стран, или Церковь Англии. Да, у нас есть свои национальные особенности, наша вертикаль особенно вертикальна (хотя в Церкви Англии архиереи тоже не мёд, но жёны и дети, всё-таки, делают их помягче), наша церковная коррупция соответствует коррупции нецерковной и не знает пределов. Но факт остаётся фактом: люди могут верить в очень разные вещи - и быть в РПЦ. Вообще, мирянам (да и клирикам, если в административном смысле у них всё окей) в РПЦ никто не лезет в душу и не требует веровать так, как велит начальство. Потому что начальство тут занято совсем другим, и слава Богу.

При этом само начальство в РПЦ если и имеет какую-то веру вообще - то вера эта либеральная. После многих лет мракобесных истерик и государственного антизападничества РПЦ сохраняет самое активное участие во всех экуменических структурах, в которых она состояла при Хрущёве и Брежневе. Я лично слышал и видел множество выступлений наших высших иерархов перед католическими и протестантскими аудиториями - и, поверьте, их слова о христианском единстве, об иллюзорности разделений, о смехотворности эксклюзивизма, сказанные за рубежом, звучали куда более искренне и страстно, чем их же унылые паки-и-паки для отечественной аудитории. Я как-то особенно не слышал, чтобы между иерархией и здравомыслящими священниками возникали особые трения на вероучительной почве (о. Георгий и о. Зенон тут не в счет, это особые случаи), чего не скажешь про так называемых "традиционалистов", которые с начала 1990-х массово скандалят с епископатом и плодят расколы всех сортов. Собственно, между либеральным духовенством и епископатом (особливо высшим) достигнута негласная договорённость - не интересоваться верой друг друга и вообще не затрагивать эту тематику. Разумеется, мотивация у этих двух групп совершенно разная - у одних догматические экзерсисы отступают перед евангельской открытостью перед всем миром, перед осознанием общности всех людей перед Богом, тогда как у других эта самая догматика отходит на задний план под натиском политических и финансовых интересов. Но факт-фактом - если уж кто доставлял беспокойство епископату, если уж чьи буйные (в т.ч. в медицинском смысле) головы и летели за последние годы - так это всё же "традиционалисты".

Разумеется, всё это не отменяет той ситуации системного кризиса, который в нашей Системе особенно проявился после процесса на "Pussy Riot". От здравой, думающей части церковного сообщества иерархи потребовали совершенно неприемлемой лояльности. Однако и поворотом к "традиционализму" это назвать нельзя. Структура РПЦ продолжает оставаться грандиозным франчайзинговым зонтиком, продающим свой бренд самым разным силам - главное, чтобы они могли принести финансовую или политическую прибыль.

мысли, россия сегодня, религия

Previous post Next post
Up