"В основе религиозной нетерпимости лежит жестокость к людям. Именно она позволяет противопоставлять то, что, казалось бы, невозможно противопоставить - любовь к людям и любовь к Богу. Нехватка любви к людям запросто превращает любовь к Богу, к истине, - в любовь к тьме, к князю тьмы, которого лишь по неразумию жестокие люди называют Богом. Ведь Бога-то они не знают, потому и зовут Богом того, кто в их глазах олицетворяет сверхчеловеческую мощь и сверхъестественную силу... Если есть вера во власть и иерархию, то есть, в возможность и в необходимость спасать других для Вечной Жизни, значит, любви к людям просто нет". Вот такую вот мысль
написал человек по имени Пьер. А надо было не писать, а на камне вырезать. Перечитайте эти слова ещё раз, может вспомнятся в нужный момент.
Это всё к вопросу о "вертикали страха", который недавно обсуждали и у меня, и в
Сhrist Civilization, и ещё в нескольких интересных журналах. Очень многие толковые, умные и достойные люди высказывались примерно в таком ключе: да, церковная вертикаль ужасна; да, надо что-то делать; да, много наносного и чуждого; но при этом - без иерархической системы нельзя, без дисциплины нельзя, без власти нельзя.
Я, в общем, могу понять причины таких суждений и их логику. Жаль, что и в этой логике - тоже страх. Страх перед стихией, перед хаосом, который, к слову сказать, имеет привычку рождать чудовищ и тиранов. Именно поэтому в государстве, в обществе хаос - всегда зло.
Но разве не сказал Иисус ученикам: "Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так" (Мф. 20 гл.) Ни Иисус, ни его ученики не отрицали за обществом права противодействовать злу и хаосу силой. Но сами ученики между собой всё-таки призваны к этому нелогичному, нелепому, наивному и даже опасному эксперименту. Иисус не обращался здесь ко всему человечеству. Но учеников - соль, закваску, вечное меньшинство, подопытных кроликов Божьей экспериментальной лаборатории - Он призвал поверить Своей абсурдной по людской мерке идее. Поверить, как поверил давным давно Авраам, который решил со всем семейством уйти из дома на край света, потому что ему так, видите ли, сказал Бог. Поверить, и, очертя голову, отказаться от самих понятий верха и низа, господства и подчинения, ото всех начал и властей, и ото всех иерархий кроме одной единственной - "иерархии" служения и самоотдачи: "Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом".
"Кто хочет быть большим?" - посмотрите, какой призыв к карьеризму, святее которого нет, по-моему, ничего. "Кто хочет лечить больных и не искать благодарности? Кто хочет защищать невинных и забыть про страх? Кто хочет идти к презираемым и не бояться быть непонятым и отвергнутым ими самими?" Эта "иерархия" никогда не будет искать своего, раздражаться или мыслить зла. Да и называется она уже совершенно другим словом.