Церковная "вертикаль страха" и её преодоление

Jan 24, 2012 03:22


В самом конце прошлого года на епархиальном собрании города Москвы патриарх Кирилл ответил на записки присланные духовенством из зала. В одной такой записке было написано, что в Русской Церкви создана "вертикаль страха", когда епископы боятся патриарха, настоятели - епископов, духовенство - настоятелей, тех - прихожане, а прихожан - внешние , ( Read more... )

мысли, религия

Leave a comment

thomas_cranmer January 24 2012, 08:01:43 UTC
*это точный слепок уродства, допущенного в Никее.*
*безбожный император-язычник*

Фома, у безапелляционности много, а исторической правды - в целом ноль. А буйные эмоции как бы заранее намекают на то, что разговору вы предпочитаете крик. Cool down.

Трехстепенная иерархия как таковая установлена непосредственно апостолами. Да и жесткая привязка к территории оправдывала себя очень долго, хотя и не везде. Кроме того, связывать "Никейский принцип" с Константином и вообще приписывать его установление имперскому диктату - смешно. Далеко за пределами империи, да и всего греко-римского мира действовал тот же принцип. Советую сперва ознакомиться с историей и практикой древних Церквей в Персии, Средней Азии, Монголии, Индии и Эфиопии, чтобы в этом убедиться.

Нынешняя Церковь - очень разная. Одна в России, другая в Греции или Армении, третья в Сирии или Иране, четвертая в США и Австралии, и так далее. Если говорить от РПЦ, то она если чего и слепок, то нас с вами, а никакой-то древней Никеи.

А у вас всё ну очень по-русски: во всём виноват царь да бояре. Фигня, однозначно.

Reply

ebarkar January 29 2012, 11:36:15 UTC
Я бы вообще упразднил это понятие "каноническая территория" и пусть конкурируют разные церковные структуры. Отсутствие подобной конкуренции как раз и порождает раскольнические группы внутри православия. Я не наивен и понимаю, что этого не будет, но это было бы правильным ИМХО.

Reply

thomas_cranmer January 29 2012, 12:13:21 UTC
Понятно, что здесь и сейчас конкуренция оздоровила бы церковную жизнь.

Но, если подумать, то конкуренция - она не только оздоровляет, да? Она всегда связана с апелляцией к страстям и инстинктам человека. Поэтому конкуренция внутри Церкви (ведь разные структуры - это всё равно одна Церковь, так?) - это в некотором смысле нонсенс. Чем будут мериться? Очень просто: у кого православие кошернее, старцы труёвее и обедня длиннее. А другие - наоборот: кто первым упразднит всё и вся, поставит в храмах шезлонги и введет венчание для кошек. Поэтому, верноятно, оптимальным решением была бы матричная структура управления: когда каждая община находится под двумя епископами с разной сферой ответсвенности. Один по территориальному принципу (отвечает за координацию практических вещей - крестный ход устроить, в больнице или тюрьме служение организовать и т.п.), а второй - по идеологическому принципу (для русских, грузин, старостильников, новостильников, старообрядцев, латинян, кочетковцев, монахов и т.п.), отвечающий за богослужение, проповедь, и прочие вещи, важные именно в контексте идеологической субкультуры. И всё это - при финансовой самостоятельности общин.

Reply

ebarkar January 29 2012, 16:59:32 UTC
В США строгого представления о канонической территории нет, там кого хочешь можно найти, но до венчания кошек вроде никто еще не дошел. Есть относительно либеральная АПЦ (OCA) или Антиохийский Патриархат, есть и другие группы в т.ч. консервативная РПЦЗ, которые ныне уже часть МП и все эти столь разные люди часть единой Церкви. Я понимаю, что проблемы тут есть, но такая конкуренция лучше, чем авторитарное правление, которое имеется сегодня в РПЦ.
PS: Статус OCA я привел для примера по отношению к приходам РПЦ, которые формально ее признают.

Reply

thomas_cranmer January 29 2012, 17:56:03 UTC
Пример США тут не подходит - там на самом деле нет конкуренции между православными. Греки идут в греческий храм не потому, что он лучше русского, а потому, что он греческий. Кроме того, православных там мало и они расположены островками.

А в России, где традиции отличаются куда меньше, православное население куда плотнее, а правовая культура куда ниже конкуренция без координации выльется в поножовщину хуже футбольно-фанатской.

Reply

ebarkar January 29 2012, 21:10:54 UTC
Ну, не так уж и мало. На данный момент православие занимает там свою роль. Греки могут ходить в греческий, а могут в антиохийский, в русский скорее не пойдут. Зато вот выходцы из бывшего СССР часто посещают как греческие приходы, так и свои национальные приходы. OCA на данный момент объединяет вполне американизированных людей, новый иммигрант плохо знающий английский и сторонник консервативной линии скорее подыщет приход РПЦЗ. Какая никакая, но даже здесь проявляется конкуренция, кстати, на выбор прихода влияет скорее уровень образования, чем национальность, хотя иногда это вещи связанные...

Reply


Leave a comment

Up