Это начало работы, подытоживающей мои многолетние размышления по теме.
Концепт мышления-разума
Каждое рассуждение строится по некой теме, и в эту тему надо погружаться, чтобы можно было мыслью по ней путешествовать.
Поэтому рекомендую прочитать пару-тройку книжек по мышлению, желательно от разных школ, чтобы видеть берега. Игнорировать предшественников, как бы мы их ни оценивали, нехорошо в любом случае. Прочитать чужую книгу, сделать выводы по прочитанному и после этого не зависеть от прочитанного, от высказанных там мыслей-идей-концептов как прямо, так и подспудно, невозможно. Но надо к этому стремиться, стараться «просто иметь в виду».
Каждый, кто начинает думать о мышлении, сначала попадает в поток собственного сознания, где различить эмоции, оценки, мнения-суждения от собственно хода мысли крайне сложно; в любом случае полезно иметь в виду это обстоятельство и быть готовым его учитывать.
Хорошая новость: есть прекрасный способ отделить эмоции-оценки и прочие частицы «потока сознания» от думания. Способ основан на простой идее: думаем мы текстами, а чувствуем эмоциями.
Неожиданно, да?
Ещё раз: разум людской основан на языке людей, речи, текстах.
Чтобы ещё надёжней отделить думание от чувств, надо просто свои мысли записать. Рукой по бумаге. Можно ограничиться и печатанием на клавиатуре, но на каком-то этапе работы над своими мыслями всё равно придётся текст своего мышления распечатывать.
Когда мы читаем текст написанный, то он очевидным образом отделён от вашего потока сознания, что в голове.
Оказывается, отделение потока сознания от думания не так просто, и требует специальной тренировки.
Объясняю на примере.
Все мы живём, общаясь с другими людьми, особенно на работе. Вот время от времени у меня возникает некий затык, я не знаю, как исправить сбой в работе и обращаюсь к коллеге: подскажите, пожалуйста, в чём тут моя ошибка.
Коллега практически всегда отвечает: да нет проблем! Давайте, помогу!
И тянется своими руками, чтобы занять моё рабочее место и начать действовать вместо меня.
Я пытаюсь остановить коллегу и говорю: пожалуйста, объясните словами, что и как мне надо в этом случае делать.
Наблюдение: 99% процентов моих коллег (как и ваших) не способны рассказать словами, что надо делать.
Когда я работал детским тренером по шахматам, то просил своих подопечных положить ладошки своих рук под себя, и рассказывать своё видение ситуации на доске словами. Результат: первое место в городских соревнованиях и в командном и в личном зачётах (Новокузнецк, 1987).
Из этого различения (эмоции против текста) следует очень важное следствие: зафиксировать акт думания, мышления можно лишь постфактум, после того как процесс завершился и мы можем неспешно проанализировать как сам текст думания, так и его результаты. Ну а эмоции нам даны лишь в ходе их проявления.
Кстати, результаты работы думания-мышления тоже очень важны как показатель-критерий работы мышления; если результатов нет, то, значит, мышление не состоялось. Значит, просто был поток сознания, как обычно. Это как если мы мотор машины завели, но никуда не поехали: мотор работает, топливо и ресурс вырабатываются, но работы по передвижению никакой не совершается.