Рассуждения о мышлении

May 26, 2024 04:48


Это начало работы, подытоживающей мои многолетние размышления по теме.

Концепт мышления-разума

Каждое рассуждение строится по некой теме, и в эту тему надо погружаться, чтобы можно было мыслью по ней путешествовать.

Поэтому рекомендую прочитать пару-тройку книжек по мышлению, желательно от разных школ, чтобы видеть берега. Игнорировать предшественников, как бы мы их ни оценивали, нехорошо в любом случае. Прочитать чужую книгу, сделать выводы по прочитанному и после этого не зависеть от прочитанного, от высказанных там мыслей-идей-концептов как прямо, так и подспудно, невозможно. Но надо к этому стремиться, стараться «просто иметь в виду».

Каждый, кто начинает думать о мышлении, сначала попадает в поток собственного сознания, где различить эмоции, оценки, мнения-суждения от собственно хода мысли крайне сложно; в любом случае полезно иметь в виду это обстоятельство и быть готовым его учитывать.

Хорошая новость: есть прекрасный способ отделить эмоции-оценки и прочие частицы «потока сознания» от думания. Способ основан на простой идее: думаем мы текстами, а чувствуем эмоциями.

Неожиданно, да?

Ещё раз: разум людской основан на языке людей, речи, текстах.

Чтобы ещё надёжней отделить думание от чувств, надо просто свои мысли записать. Рукой по бумаге. Можно ограничиться и печатанием на клавиатуре, но на каком-то этапе работы над своими мыслями всё равно придётся текст своего мышления распечатывать.



Когда мы читаем текст написанный, то он очевидным образом отделён от вашего потока сознания, что в голове.

Оказывается, отделение потока сознания от думания не так просто, и требует специальной тренировки.

Объясняю на примере.

Все мы живём, общаясь с другими людьми, особенно на работе. Вот время от времени у меня возникает некий затык, я не знаю, как исправить сбой в работе и обращаюсь к коллеге: подскажите, пожалуйста, в чём тут моя ошибка.

Коллега практически всегда отвечает: да нет проблем! Давайте, помогу!

И тянется своими руками, чтобы занять моё рабочее место и начать действовать вместо меня.

Я пытаюсь остановить коллегу и говорю: пожалуйста, объясните словами, что и как мне надо в этом случае делать.

Наблюдение: 99% процентов моих коллег (как и ваших) не способны рассказать словами, что надо делать.

Когда я работал детским тренером по шахматам, то просил своих подопечных положить ладошки своих рук под себя, и рассказывать своё видение ситуации на доске словами. Результат: первое место в городских соревнованиях и в командном и в личном зачётах (Новокузнецк, 1987).

Из этого различения (эмоции против текста) следует очень важное следствие: зафиксировать акт думания, мышления можно лишь постфактум, после того как процесс завершился и мы можем неспешно проанализировать как сам текст думания, так и его результаты. Ну а эмоции нам даны лишь в ходе их проявления.

Кстати, результаты работы думания-мышления тоже очень важны как показатель-критерий работы мышления; если результатов нет, то, значит, мышление не состоялось. Значит, просто был поток сознания, как обычно. Это как если мы мотор машины завели, но никуда не поехали: мотор работает, топливо и ресурс вырабатываются, но работы по передвижению никакой не совершается.

мышление, мысли впрок, рефлексия, рассуждение, речевое сознание, концепция

Previous post Next post
Up