О визуализации и понятии

Nov 12, 2016 22:33



4.3.4 Визуализация как мыслительный прием

Как уже было замечено, животные скорее всего оперируют над образами, так как других знаков в их сознании нету. Это способность оперирования над образами унаследована людьми. Тем не менее, визуализация у людей протекает иначе, не так как у животных, потому что люди очень сильно изменяют механизм визуализации, привнося в этот прием умения и навыки работы со знаками второй сигнальной системы.

В человеческом сознании блоками оперирования становятся речевые-смысловые блоки вместо зрительных. Сборка смыслов-значений-связей-морфологии для обозначения одного объекта в виде единого блока, т. е. отношение к такому специально создаваемому набору как одному актору-объекту, есть создание понятия, где самые важные смыслы и связи есть категории.

Визуализация взаимного расположения смысловых блоков с указанием связей между ними (систематизация и структуризация) становится схематизацией.

Сочетание этих двух основных приемов (представление объектов в виде понятий на основе категорий и осмысление их взаимодействия) на основе механизмов животной визуализации есть мощнейшее мыслительное средство, которое можно назвать схематизированным подходом на основе категорийно-понятийного мышления.

4.3.5 О понятии

Понятие сродни образу по механизму участия в думании; разница в том, что образ яблока вместо слова «яблока» заменяте слово (знак), а понятие, визуализированое в виде облака смыслов, вынуждает нас оперировать иерархизированными структурой значений, смыслов, сем, ценностей-оценок.

Понятие не равно слову, поэтому его (понятие) очень трудно передать.

Отношение понятия и слова таково: существуют сотни определений (словесных описаний) понятия «любовь»; но именно наличие этого одного-единственного понятия «любовь» позволяет нам обсуждать все эти определения, сравниваать их, будучи уверенными, что мы по-прежнему обсуждаем это одно-единственное понятие-явление, которое «каждый понимает по-своему».

Трудности оперирования понятиями в том, что надо учиться ими овладевать; но после овладения парой понятий уже нельзя остановиться, надо все переосомысливать в виде понятий, т. е. надо все наборы значений и ценностей систематизировать, иерархизировать и учиться искать между ними связи, потому что понятия работают только в связке с другими понятиями.

Понятие есть вся информация о явлении в предельно систематизированном, струтурированном, схематизированном виде, которую индивид пытается соотнести с «реалиями жизни». Самое важное в понятии (как и в категории) - именно это соотнесение с действительностью.

Активная работа второй сигнальной системы приводит к тому, что постоянное обращение к своей речевой практике приучает людей искать все ответы в наборах значений и своего опыта языкового общения. Усилия по визуализации объектов в среде РС (речевое сознание) восстанавливают древние навыки соотнесения объектов ВММ (виртуальная модель мира) и внешнего мира; и тогда в сознании возникает внутренний протест против утверждений типа «мир устроен так же, как язык» (Витгенштейн).

монография, исследование, интеллектуальные средства, речевое сознание

Previous post Next post
Up