Кроме нейрофизиологии и других биологических направлений науки, которые рассматривают сознание человека как один из ярчайших феноменов, связанных с объектом их научных изысканий, есть еще три направления исследований сознания. Это - психоанализ, дианетика и нейролингвистическое программирование. Этот кластер дисциплин работает на взаимосвязи так называемого подсознания с сознанием.
Таким образом вырисовывается такая компоновка сферы человеческого сознания:
1. Первый уровень, животный.
основные чувства, такие как зрения, слух, осязание, чувство баланса, ускорения и т. п. Это наиболее базовые, животные чувства;
эмоции, оценки; это более высокий уровень, и он строится из материала предыдущего уровня.
2. Второй уровень, социальный; вырастает на базе первого уровня. Все, что здесь возникает, возможно только в результате (одновременно и ради достижения этого результата) общения среди групп себе подобных. Здесь имеем:
- мораль-нравственность; оценочные суждения;
речь;
зачатки мышления, участие индивида в его низших формах;
появляется воля.
3. Третий уровень - подсознание.
принципы;
более развернутые формы нравственности;
более высокие уровни развития речи и мышления (например, появляется рефлексия);
более высокие уровни развития норм социального поведения,
более сложные оценочные суждения;
4, Речевое сознание: то, что выводится на экран осознанности в темной пещере нашего сознания.
осознание и рефлексия норм, морали, оценок, принципов, суждений;
участие в мышлении в качестве персонификатора этой деятельности;
способность к т. н. «чистому мышлению», т. е. операциям над знаками;
способность контролировать саморазвитие;
?????
В этом наброске структуры развития сознания, перехода с уровня на уровень хотелось бы отметить два момента:
Важность морально-оценочной составляющей сознания. Мораль и оценочные суждения являются самым необходимым компонентом интеллекта. Потому мышление и возможно только в социуме, что устройство функциональной структуры общества зиждется на нормах морали и оценочных суждениях. «Холодные рациональные рассуждения» рождаются на основе (отталкиваются от) нравственных убеждений, веры, оценок. В поддержку этого мнения даю цитату из Бородай Ю.М. От фантазии к реальности (происхождение нравственности). - М., 1994.:
«В книге излагается оригинальная концепция антропогенеза: происхождения первичных религиозно-культовых форм сознания, целесообразной деятельности, на первых порах по преимуществу ритуально-магической, и архаичных человеческих общностей, основанных на строжайшем запрете эротических проявлений внутри первичной материнской родовой группы - тотема. В качестве исходной антропогенетической ситуации реконструируется своего рода "биологический тупик", возникший в процессе эволюции чрезмерно агрессивных и постоянно возбужденных сексуально хищных стадных существ (предгоминидов), обреченных природой на самоистребление. Единственным выходом из тупиковой ситуации был
"сверхъестественный" акт превращения зверя в человека посредством
"невротического" бунта против реальности и прежде всего бунта против собственного естества, пружиной которого стало общезначимое для всех гештальт-представление: эротика - смерть - табу.
Продуктами бунта против собственной природы становятся первичные формы нравственно-религиозной аскезы, т.е. навыки самоограничения вплоть до самоотречения, и пралогическое "аутистическое мышление", т.е. воображение - способность произвольного воспроизведения любой предметности в форме иде- альных представлений, что обеспечивает возможность оценки всех собственных побуждений, и их коррекции - совесть.» Объясняю мою трактовку: табу как сильнейшая моральная норма, навязываемая обществом послужила мотором возникновения Речевого Сознания.
Предполагается, что в сознании человека одновременно протекает, готовится несколько тредов мысли. Мы способны выхватить только одну нить в каждый данный момент. Таким образом в сфере подсознания находится два вида материала: всякие разные эмоции-оценки-суждения (то, что выше обозначено как «третий уровень») и детали разных текстов, рассуждений (то, что выше вошло в четвертый уровень). Иногда они неожиданно осознаются, и мы тогда говорим об озарениях, интуиции и т. п.