Одним из подспудных мотивов моего обращения к теме НМ есть неудовлетворение существующими «теориями мышления», всякими логиками, потому что получается, что вот есть целая гора учебников, всяких академических и тьюторских курсов, тренингов и т. п., а людей все эти теории быстро и качественно научить мыслить правильно не могут, ибо самое популярное обвинение соперника в современном (разумеется сетовом) споре: ты - идиот, ибо ты ничего не понимаешь. Одна из причин трудности в овладении НМ - необходимо сначала «выучить», то бишь изучить, освоить несколько сложных теорий, а потом интериоризировать их все, то есть переосмыслить как можно больше мировых цивилизационных усилий в этой области, а затем создать свой собственный велосипед, свою собственную картину мира, где все эти факты, теория, знания уживаются без противоречий. Еще раз подчеркну: надо именно «создать свой велосипед», т. е. осознанно заново единолично переосмыслить значительную часть усилий цивилизации в этой области.
Двадцать лет назад в Сети публиковались «теории всего» на разных языках; у меня была их коллекция в количестве более 50 штук; т. е. явно была некая мода на теории с таким названием. Сама мода ушла, а тренд остался: устояли некие школы-подходы, и есть немало интересных мыслителей-одиночек. Назову главные известные мне подходы-школы: 1. евроцентричная антропософия:
- западная философская школа, включает аналитическую философию, цитирует англичан, северных европейцев, американцев, французов; тесно связан с современной психологией и языкознанием; генетически связан со схоластами и позитивистами;
- восточная марксистская школа, цитирует греков, немцев-классиков, советских и польских философов; вершина ее - смдм и КОБ/ДОТУ;
- философия, основанная на православии;
- каббала;
- конструктивизм, который сильно связан с испаноязычной культурой и социал-демократической культурой Западной Европы.
2. азиатское направление:
- буддизм, конфуцианство, что как бы не совсем религии, а больше - философии.
- как бы «народная философия», общий культурный фон Азии, не оформленный в мощные «распиаренные» подходы-школы.
3. ислам и связанный с ним пласт культуры, о котором я знаю очень мало.
4. Сегодня мощно расцветает философия, связанная с родноверием, историей России.
Сколько надо времени, чтобы более-менее освоить буддизм? Аналитическую философию? Ислам? ДОТУ? Конструктивизм? Древних греков вместе с немецкой классикой? Да, вот и я про то же… Каждое из этих направлений имеет свой набор понятий, категорий, приемов и практик рассуждения. Представители всех этих направлений срать рядом никогда не сядут как бы это выразиться поточнее? Не способны найти точки соприкосновения для совместного обсуждения и решения проблем.
Я считаю, что тем не менее существует проблема формализации неких общих правил рассуждения вне пределов пресловутой формальной логики. Я считаю, что эта задача вполне себе решаема здесь и сейчас, ибо каждый, кто решал сложные задачи на производстве, в социальной действительности, изобретал для себя свой маленький велосипед в виде придумывания набора несложных, ну, или не шибко сверхсложных приемов рассуждения.
Моя задача на сегодня: обобщить и формализовать этот всеобщий опыт. Ибо, как выразился А.С Хомяков (1804-1860): мы (современные философы) «утратили то внутреннее сознание, которое гораздо шире логического, и которое составляет личность всякого человека, так же как и всякого народа.»
Да, надо восстанавливать.
В специально организованном проекте-диалоге группы экспертов это делать гораздо проще, быстрее и эффективнее, но ведь сначала надо собрать команду, а с этим у нас на сегодня проблема...