Оригинал взят у
arhipolemos в
Синдром потребителя, общество спектакля, патриоты и «герой» СтрелковЕщё по теме
различия: реальный Стрелков и его образ Оригинал взят у
asotsial в
Синдром потребителя, общество спектакля, патриоты и «герой» Стрелков Вот уже почти неделю не утихает интернетная истерика отчаянных поклонников командира ополчения г.Славянска Игоря Стрелкова. Возмущенные почитатели «военного гения» негодуют: «Как смеет какой-то Кургинян оскорблять героя-военачальника, противостоящего бандеровцам?!» «Он выполняет политический заказ!», «Его послал Кремль!», «Он работает на Ахметова!» - проклинают они заезжего политолога. Возмущенные патриоты искренне уверены в том, что Стрелков не только имел полное право сдать Славянск, но и, сделав это, поступил по-полководчески мудро, спас свой отряд и сохранил его для будущих боев. И, уж само собой, он никак не может оказаться тем, кого увидел в нем проклятый Кургинян - предателем, клятвопреступником, мятежником, идущем в упряжке, которую направляют нацисты (глав.ред нацистского сайта «Спутник и погром» Просвирнин и его коллеги с этого сайта), и которую всячески поддерживают оранжевые (Латынина и Немцов).
Но обо всем по порядку.
Итак, мы имеем следующее: отряд ополченцев под командованием Стрелкова сдает несколько городов Новороссии и уходит в Донецк, открыв дорогу на этот город для бандеровско-украинских частей. Сергей Кургинян на основании как закрытых собственных сведений, так и всем доступного простого политического анализа утверждает, что проделанное Стрелковым - часть реализация плана по провалу обороны Новороссии от бандеровской агрессии, и созданию очага антигосударственного мятежа в России, где поводом для самого мятежа должно стать поражение «русской весны» на юго-востоке Украины. При этом вся ответственность за поражение должна быть переложена по действующему замыслу на существующую российскую власть. Сам же Стрелков при этом выводится из-под критики, как человек, будто бы сделавший все, что только мог для грядущей победы русского юго-востока.
Разберем, как именно реагируют сторонники Стрелкова на обвинения в адрес их героя со стороны Кургиняна. Первое, что говорят все они: Стрелков был прав, сдав города. Он спас этим от неминуемого (запомним это) поражения свой гарнизон, и вышел на нужные для наступления на Киев стратегические позиции, сделав таким образом все, чтобы обезопасить мирных жителей этих городов. Второе: он военный профессионал, и знает свое дело. Свидетельство того - его участие в 4-х военных кампаниях.
Заметим: практически все защитники Стрелкова твердо убеждены в его стратегической правоте. Но на каком основании? Они все хорошо разбираются в военной тактике и стратегии? Они все кадровые офицеры, не раз проделывавшие такие шаги? Очевидно, что бОльшая их часть просто верит на слово самому Стрелкову. И здесь особое внимание обращает на себя то, что защищают они эту «правоту» рьяно, со всей убежденностью. А когда им возражают, мол, на самом деле именно после сдачи населенных пунктов и начались расправы над мирным населением, именно после сдачи этих городов оказался разрушен фронт, да и как можно отказаться от собственной публично заявленной готовности стоять в Славянске насмерть, то на критиков накатывает девятый вал упреков. Это и упреки в некомпетентности (как будто защитники Стрелкова все сплошь военные профессионалы), в желании смерти ополченцев (как будто они не должны как граждане защищать свои собственные дома и семьи), в том, что они, критики - глупые, недалекие сектанты и просто повторяют слова своего «гуру».
Но при внимательном наблюдении за защитниками Стрелкова видно, что их горячее стремление отстоять правоту своего героя есть ни что иное, как активная психологическая защита. Защита, вызываемая сугубо внутренними причинами, причинами, коренящимися в душах этих людей. Они искренне и глубоко хотят видеть героя, который воюет где-то там, не у них в городе, побеждает, всегда прав, все может, и обязательно сделает так, что все будет хорошо. Это очень важный момент, фактически квинтэссенция массового сознания постперестроечной России: «Все будет хорошо». Заметьте, не «сейчас мы соберемся и сами сделаем так, чтобы все было как надо», а все само станет «хорошо», без нашего участия. Нет, мы, конечно, поможем: денюжку ополченцам зашлем, и на митинг придем (ну, если нет более важных дел, ведь надо и крутиться, знаете ли, жизнь нынче такая), но воевать… Это пусть сделает герой. Игорь Иванович. Почти Добрыня Никитич и Алеша Попович с Ильей Муромцем. Для кого-то - замена Иосифу Виссарионовичу. Поменьше, конечно, но все-таки… А мы - «по делам», «деньги зарабатывать», а потом, как освободимся - к монитору. Как там наши герои?
Что сказать? Рядовые ополченцы безо всяких сомнений герои. Несомненно, заслуживают помощи и поддержки, и чем больше - тем лучше. Да и к Стрелкову было не так много вопросов, пока он сдерживал нацистов около Славянска. И, естественно, нельзя не заботиться о своих семьях. Только как-то отдает все это душевной слабостью, общей расслабленностью, желанием лишь краем испытать причастность к трагедии и подвигу Новороссии, нежеланием рассмотреть тот вызов, первым на который ответили граждане Донбасса, принять его. Нежеланием не просто прикоснуться к новой реальности, а войти в нее. А в конечном счете - погруженностью в полусонное, потребительское существование. То существование, в котором все: быт, семейные отношения, чувства, идеи, образы - все суть товар. И образ «героического» Стрелкова - один из этих образов, сейчас наиболее актуальный.
Актуальный потому, что наиболее востребовании и патриотами, нуждающимися в таком образе для своего психического комфорта, и его создателями потому, что именно он на сегодня - наилучший товар для привлечения в свое политическое пространство этих патриотов. Образ стойкого героя, воина, мужчины. Он всегда прав, он победит. А если что-то делает, то строго потому, что так надо. И если он сказал, что дело обстоит так, то так и есть. Помните, мы зафиксировали всеобщую уверенность в том, что ополчение, не брось оно Славянск, неминуемо погибло бы? Почему она есть, эта всеобщая уверенность? Потому, что так сказал он, Игорь Иванович. Но не только потому. Дело еще и в том, что оправдывается именно отступление, сдача. И тот факт, что так рьяно оправдывается именно сдача, говорит нам о том, что прострелковское большинство патриотично, но не готово воевать до конца. А значит - не будет биться до конца и тогда, когда нацистские орды вторгнутся в Россию. И это массовое патриотическое сознание не готово принять этот факт. Не готово принять тот факт, что это очень и очень вероятно. Сколько раз оно бросало в ответ Кургиняну свое «Вы торгуете страхом», когда он говорил об угрозах России?
Конечно, огромную роль сыграл интернет, этот новый властелин масс. Но никогда, никогда он не смог бы так подчинить себе общество, если бы оно само не было готово принять и усвоить этот образ. Так значит наше общественное сознание уязвимо, не отмобилизовано, не готово принять груз ответственности, по-прежнему уповает не на себя, а на героя, могущего спасти. И потому не может сейчас стать опорой для сопротивления надвигающемся нацистскому злу.
Именно в этом его наиболее уязвимое место. Именно поэтому враг (нацисты со «Спутника и погрома» и другие) так усиленно создавали это яркий, привлекательный образ, ловили на него, как на наживку простых, рядовых патриотически-настроенных граждан. Тех самых, которые часто не стесняясь в выражениях поносят теперь Кургиняна и защищают пропагандистский образ Стрелкова.
Что дальше? Есть два пути развития ситуации в Новороссии и России. Первый из них состоит в том, что сценарий нацистско-либероидного союза будет и далее проводиться так, как задумано, а Стрелков станет-таки тем самым новым генералом Лебедем - человеком, выполняющим роль тарана, которым бьют по государству. Второй, менее вероятный, но необходимый для России: Стрелков, как и предположил Кургинян, осознает, в какую паскудную историю его втянули, и приложит все усилия для того, чтобы смыть позор предательства Славянска и уничтоженных карателями его мирных жителей. И далее - станет на путь служения России, а не белогвардейско-нацистскому кублу, стоящему за спиной его друга Бородая, «православного» дельца Малофеева, который сам заявлял о том, что Бородай - его коллега. Как быть - решать самому Игорю Гиркину (Стрелкову).
А многочисленным русским патриотам, уверовавшим в звезду Гиркина, стоит, думаю, не искать опору для себя и своего Отечества вне себя. Существует высказывание, приписываемое Эрнесто Геваре (Че): «Я не освободитель. Освободители не существуют. Люди сами освобождают себя.» Не стоит ли именно его взять в качестве императива каждому ответственному русскому мужчине, озабоченному судьбой Отечества? Ну, если он, конечно, мужчина, а не чувственная барышня со щетинистой физиономией, вдруг запавшая на образ крутого, отчаянного, так напоминающего царского поручика мужика. Пусть те, кто намерен быть мужчинами и действительными патриотами, вспомнят мужскую песню подлинной борьбы за свободу:
«Никто не даст нам избавленья - не бог, не царь и не герой.
Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой!»
Впрочем, каждый сам сделает свой выбор. Главное - чтобы потом не было невыполнимого желания все сделать заново и совершенно по-другому. Это невозможно. Пусть каждый примет свое единственное решение и осуществит его.
Да будет так.