Национализм и культура. Продолжение и повторение.

Nov 26, 2013 23:56


Некоторые «нам подкидывают», что национализм бяка, что в СССР национализма не было и, что все националисты - враги. Сразу скажу, что не все, далеко не все. Дело в том, и это очевидно, что человек становится человеком, учится говорить и думать в семье, на своём родном языке. В культурном плане человек является продуктом культуры своего народа. Если ему с детства, пока он ещё не стал вполне развитым в культурном смысле, не освоил необходимый опыт и знания своего народа, говорить, что страна наша неразвитая, народ лапотный, государство преступное, а весь смысл жизни и сама жизнь находится в Европе, или где-то там, на Западе, то вырастет Смердяков, не ведающий ни любви, ни совести, как, например, писатель Минкин, который ещё в советское время писал, что надо было немцам сдаться и пить баварское пиво.


Однако обратимся к Ильину:

Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую «данность» и духовно проработать её, одолеть её… это его неотъемлемое, естественное, священное право и в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, - религиозная обязанность. Он не имеет духовного права - отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, - он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдёт с лица земли.

Отказались мы от своей природной и исторической данности в 1991 году? В результате, как пишет Ильин, духовно разложились и погибаем и рискуем исторически сойти с лица земли. Вот сила пророчества русской классической мысли! Как в воду глядел! А ведь говорят, нет никакой «данности», никакой обязанности и духовного права. Официально с 1991 года нет, многие этим и живут, мол, на нет и суда нет.

Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по своему, и всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа, уклада.

Денационализируясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к освященным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли. У римлян изгнание обозначалось словами: «Воспрещение воды и огня». И, действительно, человек, утративший доступ к духовной воде и к духовному огню своего народа - становится безродным изгоем, обезличенным интернационалистом. Горе ему и его детям: им грозит опасность превратиться в исторический песок и мусор.

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним надо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства.

Напрасно было бы указать на то, что национализм ведёт к взаимной ненависти народов, к обособлению, «провинциализму», самомнению и культурному застою. Всё это относится к больному, уродливому, извращенному национализму и совершенно не касается духовно здоровой любви к своему народу.

Шедевры мировой культуры всегда глубоко национальны.

Интернационализм отрицает родину, и национальную культуру, и самый национализм… (он) будучи духовно никем, желает сразу стать «всечеловеком»; и это ему не удаётся, ибо всечеловечество есть духовное состояние, которое может быть доступно только… национально самоутвердившемуся человеку. То, что откроется бездуховному интернационалисту, будет не «всечеловечество», а элементарная животная низина, которая даст не культурный подъём и расцвет, а всеснижение и всесмешение…

…Через ассимиляцию (с такими же) он может даже постепенно создать некий безнациональный и бездуховный тип международного беспочвенника, который забыл свой родной язык и дух и не научился никакому чужому языку и духу, и живёт в виде некоего интернационального «Тарзана»…

Напротив, сверхнационализм утверждает Родину, и национальную культуру, и самый национализм,… Человек приемлет и дух своей семьи, и дух своего народа, и в них зреет; он не «никто»; он имеет… ведущее его духовное русло. И именно оно даёт ему возможность подняться на ту высоту, с которой перед ним откроется «всечеловеческое».

Вроде понятно с точки зрения культуры и духовности. Теперь вопрос о политическом национализме. Исходя из вышеприведённых текстов, политический национализм должен выполнять некую экологическую функцию по защите, сохранению и развитию национальной культуры. Мы на собственном опыте знаем, что отсутствие такой защиты, «открытость общемировым ценностям», ведут к декультурации, угасанию и выходу из исторического процесса.

По-моему, нельзя национализм сравнивать с другими политическими движениями, буржуазными, либеральными, социалистическими, коммунистическими. Национализм должен быть общей рамкой, в пределах которой ведётся политическая борьба. Выход за рамки национализма является национальным предательством. С 1991 года наша власть часто бывала далеко за рамкой общенационального консенсуса, что и послужило появлению националистических движений. Сам по себе национализм идеологией не является и может выступать политически только в симбиозе с каким-нибудь идеологическим направлением, например, социалистическим, буржуазным и т.п. В условиях, когда власть позволяет себе забывать о национальном консенсусе, чисто политические движения берут на себя функцию защиты национальных интересов и их политика приобретает черты национально-освободительные. В последнее время примеры этой борьбы: борьба против вступления в ВТО, против внедрения ювенальных технологий, против «реформы» РАН.

Русский имперский национализм при условии национализации ТЭК, ВПК и крупной промышленности вполне жизнеспособен, более того, просто равен советизму. Но в рамках антисоветизма при отсутствии мощного государственного экономического сектора превращается сразу в балаган, в игру ряженых.

Теперь об идеологизированном жупеле: соединении национализма с социализмом или коммунизмом. Соединение с капитализмом, т.е. буржуазный национализм вопросов не вызывает и выглядит весьма респектабельно, хотя именно буржуазный национализм суть немецкого фашизма. А что в Германии был социализм? Власть трудящихся? Здесь такая же история как с историей происхождения славян. В СССР очень боялись слова «арии», поэтому славяне - дикие племена, неизвестно откуда взявшиеся. Немецкий буржуазный национализм, назвав себя социалистическим, надел маску, осуществил подмену. Национал социалистическая рабочая партия. Какое там было в этой партии рабочее влияние? Фашизм - продукт Запада, капитализма. Фашизм загадил много - всё чего он коснулся осквернено. Так давайте как-то обсуждать соединение русского национализма с русским же коммунизмом, имея ввиду русский имперский национализм и русский коммунизм. Где здесь оскверненный национал-социализм? Даже если кто-то скажет вместо коммунизма социализм (я считаю, что опять надо говорить о русском социализме), почему мы должны этого бояться? Боимся, что сванидзад присвоит нам кличку «фашизм»? Так он нам эту кличку в любом случае присвоит. Я не предлагаю лозунг: «строим национал-коммунизм» - это действительно глупо до преступления. Лозунги должны быть крайне взвешены. А вот в дискуссии мы эти вопросы должны обсуждать. Иначе закостенеем и уподобимся тому советскому агитпропу, который и привёл к развалу СССР. Самое плохое, что может быть, это когда наши люди на эту тему двух слов связать не смогут.

национализм, смысл жизни, культура, русский коммунизм

Previous post Next post
Up