Марксизм базируется на экономике. Производительные силы и производственные отношения. Право собственности на средства производства делят людей на классы: буржуазию - собственников и пролетариат - работников. Буржуазия эксплуатирует, пролетариат с этим борется. Производительные силы развиваются до общественного характера и ломают тем самым отношения собственности.
Марксизм как метод удобен до сих пор. Однако, для практики и более адекватного описания лучше исходить из качества личности, а не производства. Конечно, экономика, как наука, имеет значение, но в жизни полезней бухгалтерия.
Если исходить из моральной и нравственной мотивации, то получится классификация, связанная с типом личности, а не с правом собственности. Никто не отрицает громадного влияния на личность собственности, но не надо это влияние абсолютизировать и лишать личность свободы иметь право не зависеть, ни от собственности, ни от классовой принадлежности. Моральное и нравственное состояние человека, его понятие справедливости, цели и смысла жизни, свобода выбора между добром и злом делит людей не хуже права собственности. Рабовладельческий строй держится не желанием рабовладельцев иметь рабов, а желанием рабов стать рабовладельцами. Также и капитализм держится солидарностью масс с корыстными побуждениями.
В России на заре Советской власти произошла натурализация и национализация марксизма, например,
Пролетариат - трудовой народ,
Буржуазия - «группы людей, действующих во имя корыстных побуждений».
«Трудовой народ» - группы людей, живущих результатами своего труда и, считающие, что жить честно за счет своего труда справедливо и, считающие справедливым общество, где это обеспечивается властью. Государство, которое эти права трудового народа обеспечивает, является общенародным государством.
Социализм растет из права на результаты труда с такой же неумолимой силой, как из права частной собственности растет капитализм.
Право частной собственности на средства производства и право на результаты своего труда это суть отличия капитализма от социализма. Право частной собственности на средства производства это, по сути, право на результат чужого труда. В этом суть капитализма, зафиксированная во всех политэкономиях. А суть социализма не в общественной собственности, а в праве трудящегося на результаты своего труда. Из этого права выводятся все особенности и отличия социализма: Советы народных депутатов, разные формы коллективной и государственной собственности, идеология коллективизма и государства-семьи, государства-коммуны.
Эти понятия формируются из фундаментальных представлений о человеке и справедливости.
Если человек - мера всего и его права и его свобода первичны и понятие справедливости вытекает из интересов этого отдельного индивида, то мы получаем «священное» право частной собственности и право этого человека законным образом грабить ближнего, что и является сутью эффективной капиталистической экономики.
Если человек - часть всего и его права и свобода обусловлены совместной жизнью и деятельностью с другими людьми и понятие справедливости вытекает из общих интересов, то мы получаем право собственности на результаты своего труда и не более, а что более, то является грабежом ближнего.
Я считаю такой подход продуктивным для формирования идеологии и политических действий в борьбе за социализм. Преимущества социализма не в развитии производительных сил, а в развитии справедливых, честных, человеческих отношений между людьми. Из права на результаты своего труда, обеспеченное правами трудовых коллективов, вытекает главное право социализма - право на творчество, на развитие способностей. Советский Союз доказал это лучшей системой образования и лучшими научными школами.
Надо представлять, зачем проводить национализацию, восстанавливать промышленность, образование, науку и т.д. Ну не для того же, чтобы жрать в три горла. Смысл нашего социализма - альтернатива безумию, творимому в мировом масштабе «группами людей, действующих во имя корыстных побуждений». Главная цель вернуть человечеству возможность достойной жизни. Счастье для всех и пусть никто не уйдет обиженным.