(no subject)

Jan 30, 2017 19:01


Амстердамская речь Маркса (3)

Начало (1) и (2)

Отступление - Народники

Народники - очень интересная страница русской истории, которую необходимо изучать. Однако буржуазная интеллектуальная обслуга такие скользкие вопросы как народничество  (и тем более Маркс) обходит стороной.

Дело тут вот в чем. Капиталистическая элита (ставшая таковой на демонтаже СССР и присвоении активов СССР; основные активы, кстати, стоили триллионы) очень хотела бы отстраивать идентичность РФ от Российской империи периода Гольштейн-Готторп-Романовых (ни в коем случае не от России Рюриковичей и не от СССР).

Обслуживая заказ господствующего класса, буржуазные интеллектуалы обгаживают Маркса, Ленина, Сталина, большевиков; рисуют распрекрасный образ романовского дворянства; а о том, что революционное и террористическое ядро народнического движения  составили дворяне - умалчивают.

“Пронародные” дворяне

Дай мне неспешно и нелживо
Поведать пред Лицом Твоим
О том, что мы в себе таим,
О том, что в здешнем мире живо,
О том, как зреет гнев в сердцах,
И с гневом - юность и свобода,
Как в каждом дышит дух народа.
Сыны отражены в отцах:
Коротенький обрывок рода -
Два-три звена, - и уж ясны
Заветы темной старины:
Созрела новая порода, -
Угль превращается в алмаз.
(Александр Блок, “Возмездие”)

Предыстория

Историю российской монархии можно условно разделить на два больших периода - это правление династии Рюриковичей и правление династии Романовых (вернее, Гольштейн-Готторп-Романовых).
Когда в 1453 году турки завоевали Константинополь и центр православного мира - Византийская империя - пала, то в Московском царстве была сформулирована концепция Москвы как Третьего Рима.
Рюриковичи объявили Москву духовной преемницей Царьграда (так в Московском царстве называли православный Константинополь).
Было заявлено, что после падения Византии последним оплотом истинного христианства в мире становится Москва, которая берет на себя миссию освободить Константинополь от захватчиков-мусульман и вернуть крест над Святой Софией - главным храмом православного мира.

Романовы, начиная с первого царя и особенно после Петра Первого, свернули русский мессианский проект и предложили рассматривать Россию как часть европейского мира.

Дворяне, которые поддерживали романовскую проевропейскую линию, старались приладить Россию к Европе


Дворяне, которые поддерживали “московскоцарскую”, “пронародную” линию, были убеждены в том, что Россия должна следовать собственным путем развития


В “пронародной” дворянской среде была востребована идея о том, что дворяне задолжали крестьянству и должны искупить свою вину за неразвитие крестьянства ( журналист и народник  Н.К. Михайловский называл это явление “кающиеся дворяне”).

Во искупление вины перед крестьянством дворянская молодежь пошла в революционное движение: Каракозов, Лавров,  Михайлов,  Морозов,  Богданович, Михайловский, Бакунин, Ткачев  и другие - были выходцами из дворянских семей.

Художник И.Е. Репин, “Не ждали”. Художник изобразил народника, нежданно возвратившегося из ссылки домой. Неслучайная деталь - на стене комнаты висит картина Штейбена “На Голгофе” - Репин проводит аналогию с евангельской идеей о страдании и жертве, которая была очень распространена в те годы среди “кающихся дворян”.


На фото: народоволец Герман Лопатин происходил из старинного дворянского рода. Близкий друг Маркса, он был одним из переводчиков первого тома “Капитала” на русский язык; был избран членом Генерального совета Интернационала.


Считалось, что “хождением в народ” можно просветить крестьянство, пробудить его, увлечь на борьбу против феодальной системы. И до 1877 года, то есть до начала Русско-турецкой войны, народники занимались активным хождением в народ  в качестве просветителей и пропагандистов.

Раскол элиты

Интересно читать мемуары современников. В частности, там описывается, что после Крымской войны (1853-1856) дворянство раскололось.
Взадпятки от Стамбула в 1878 году окончательно оформили этот раскол.

Вообще войну с Турцией поддержали практически все слои российского общества; но особенно горячо жаждали взятия Константинополя, конечно, “пронародные” дворяне, которые буквально рвались на Балканы, горя желанием воодрузить православный крест над Святой Софией.

Результаты Русско-турецкой войны были восприняты “пронародной” частью элиты как катастрофа. Русская армия стояла у ворот Константинополя, взять его было плевое дело. Крест для Святой Софии был готов, ждали только приказа. И не дождались.
В последнюю минуту русский царь (то есть немец) Александр II Гольштейн-Готторп-Романов запретил брать Константинополь. Почему? Потому что его об этом попросили “европейские партнеры”.

Стоять у Царьграда и не взять его! Уступить Европе по принципиальнейшим позициям! Российское общество было разочаровано колоссально. В своей поэме “Возмездие” это разочарование гениально описал поэт Александр Блок:

Куда ж еще идти? Нет мочи
Бродить по городу всю ночь. -
Теперь уж некому помочь!
Теперь он - в самом сердце ночи!
О, черен взор твой, ночи тьма,
И сердце каменное глухо,
Без сожаленья и без слуха,
Как те ослепшие дома!..

Кто же этот блуждающий по ночи герой поэмы Блока? Это русский мессианский дух, который не нашел себе пристанища в проевропейской романовской империи.

Знаменитый славянофил Иван Аксаков в отчаянии описывал эту трагедию как “дни беззакония и неправды, воздвигающих средостение между царем и землей, между царской мыслью и землей, между царской мыслью и народной думой..."
Не захотев вдохнуть в империю мессианский дух, проевропейская романовская система подписала себе приговор.

“Пронародное” дворянство как бэкграунд народовольцев

Народническое революционное движение, заточенное на слом системы, изначально создавалось с помощью “пронародной” части элиты. Так, революционная организация “Земля и воля” создавалась при участии военной элиты (Генштаба).

Начальник Главного штаба Н.Н. Обручев был автором стратегического плана войны с Турцией и сыграл большую роль в том, чтобы убедить Александра II в необходимости этой войны.

Начальник Главного штаба Н.Н. Обручев был одним из организаторов “Земли и воли”.

Военная элита приложила руку к организации политического террора. Портрет Николая Николаевича Обручева, художник Ярошенко Н. А. 


Генералы Скобелев, Драгомиров, другие представители военной элиты находились в самом плотном взаимодействии с народниками.

Военная элита из “пронародных” относилась к Гольштейн-Готторп-Романовым с презрением. Эта династия, как считали военные, отказавшись от вступления в Константинополь и приняв решения Берлинского конгресса утратила право на управление страной.

В военной среде строились планы на обновление России. Романовы считались тормозом развития страны. Мысль военных была  такова  - общественные силы (народники и другие силы) повернут страну  на путь конституционных реформ.

То есть военные из “пронародных” шли в каком-то смысле по пути декабристов - хотели реализовать конституционные проекты, которые бы обеспечили, наконец, запоздавшую модернизацию страны и общества (то, что военные были правы и модернизация была жизненно необходима, показали Крымская война, Русско-турецкая война, а позже Русско-японская и Первая мировая).

Так что отмашка на беспощадный террор против “проевропейских” -  в первую очередь против отпрыгнувшего от Константинополя Александра II -  была дана изнутри элиты (и еще большой вопрос, не без помощи ли военных народовольцы собирали бомбы. Между прочим, начальник Академии Генштаба Драгомиров еще и умудрялся публиковаться в народнической прессе по военной тематике).
То есть за народовольцами-террористами стояла часть высокопоставленной политической и военной элиты.

Конечно, “проевропейские” сложа ручки не сидели. Охотились они и на народовольцев (правда, таким образом, что убийство Александра II все-же было совершено. Тут еще вопрос - так ли уж не желал смерти родителя наследник. Там была интрига, связанная с Екатериной Долгорукой, неформальной мачехой наследника); после того, как наследник - Александр III  - взошел на престол, вдруг внезапной смертью умер 38-летний Скобелев и т.д.

Основные узлы той эпохи описал Александр Блок в  поэме “Возмездие”. Кстати, сам Блок через семью своей матери принадлежал к старинному дворянскому роду Бекетовых, симпатизирующих “пронародной” линии. Как было принято в его среде, Блок придерживался мнения, что дворянство виновато перед крестьянами  (потому он, в частности, оправдывал погромы дворянских усадеб. Этих погромов было особенно много в период революции 1905-1907 года).

На фото: Александра Бекетова, мать великого поэта Александра Блока, принадлежала к “пронародной” части дворянства


Присущие “пронародному” дворянству евангельские мотивы, сопряженные с народной революцией и мессианское представление о русской державности,  звучат у Блока в поэме “Двенадцать”:

Так идут державным шагом -
Позади - голодный пёс.
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой неведим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

“Пронародные” дворяне, надо отдать им должное, не допустили отчуждения от народа.  После Великой Октябрьской социалистической революции большая их часть перешли на сторону Советской власти; Генштаб и Морской штаб перешли на сторону  большевиков чуть ли не в полном составе.

“Проевропейские” дворяне разорвали с народом навсегда. Они стали вспомогательной силой Запада в расчленении и порабощения России.
Их долгожданное слияние с Западом оформилось в слияние с интервентами Антанты, позже - в слияние с Гитлером и позже - в слияние с ЦРУ и глобалистской элитой.

продолжение в следующей статье

Posted by: Esenia

Амстердамская речь Маркса (1)

Амстердамская речь Маркса (2)

история вопроса, Маркс, марксизм

Previous post Next post
Up