Амстердамская речь Маркса (4) Начало (
1), (
2) и (
3)
Отступление - выходцы из семей священников и женщины в народническом движении
Я считаю учение Христа глубоко революционным и абсолютно соответствующим делу социализма. (Мать Тереза)
В середине 60-х годов прошлого века в Латинской Америке сформировалась новая религиозная концепция, которая получила назание “Теология освобождения”.
“Теология освобождения” представляет собой синтез марскизма и христианства.
Согласно этой концепции, миссия Христа предполагает не только любовь к ближнему, но и борьбу за социальную справедливость (включая при надобности, вооруженную борьбу).
На фото: Камило Торрес Рестрепо, известный колумбийский римско-католический священник, один из основателей теологии освобождения
Однако еще за сто лет до появления этой концепции нечто сходное существовало и в России.
Выходцы из семей священников и революционно-демократическая борьба
В постперестроечной России не очень любят вспоминать народников вообще и народников - выходцев из духовного сословия, в частности (как пелось в популярной некогда песенке: “Разговор на эту тему портит нервную систему”.)
Между тем, революционно-демократическую борьбу той эпохи возглавляли выходцы из семей православных священников - Чернышевский, Белинский, Добролюбов и т.д.
Не буду углубляться в тему довольно тесного соотношения христианства и коммунизма; замечу лишь, что была еще одна причина, почему дети священников выступали против самодержавия - потому что им были перекрыты возможности элементарной самореализации.
Отсутствие социальных лифтов
Но куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку? (А.И.Герцен)
В полуфеодальной Российской империи общество было сословным, а сословия разделяли почти непроницаемые перегородки.
Оставим за скобками исключения (которые лишь подтвержадют правило). Система была такова, что если ты родился в семье дворянина, то ты можешь стать ученым, политиком, военным; а вот если ты родился в семье крестьянина, то быть тебе крестьянином, в семье купца - купцом, в семье священника - священником.
Молодежь же хотела учиться и мечтала о модернизации. Выходцы из народа стремились к высшему образованию, желая стать учеными, инженерами, врачами.
Увидев это, царское правительство в начале 60-х годов 19-го века повысило плату за обучение.
За бортом высших учебных заведений оказались массы молодежи (а в 1887 году самодержавие докатилось до того, что уже не только в университеты, но и в простые гимназии перекрыли дорогу выходцам из социальных низов. Был принят т.н. указ “О кухаркиных детях” - о запрете поступления в гимназии детей простолюдинов).
В этом отношении показательна судьба народовольца Кибальчича, отец которого был священником.
Николай Иванович Кибальчич - автор первого в России проекта ракетного летательного аппарата для полёта человека. Его идея была предложена за 22 года до первых публикаций К.Э. Циолковского и за 80 лет до первого полета человека в космос.
Кибальчич был талантливым инженером и изобретателем и был бы очень востребован в стране, ставшей на путь модернизации. В СССР он стал бы великим ученым, ракетостроителем; но полуфеодальной и насквозь коррумпированной царской России его инженерные таланты были не нужны.
Кибальчич входил в народовольческую организацию “Земля и воля”; там и применил свои инженерные таланты (он изобрел и изготовил метательные снаряды, которые были использованы народовольцами во время покушения на Александра II).
17 марта 1881 года Кибальчич вместе с другими народовольцами был арестован и приговорён к смертной казни через повешение.
За несколько дней до казни Кибальчич разработал идею ракетного летательного аппарата, способного совершать космические перелеты.
Кибальчича казнили 3 апреля 1881 года.
Социальные лифты заработали лишь в СССР. Внук Николая Кибальчича А.Е. Голованов стал самым молодым маршалом в истории Красной Армии.
На фото: внук Николая Кибальчича, Главный маршал авиации СССР А.Е. Голованов
Женский вопрос
Мы так сильно увлекались новыми идеями, открывавшимися перед нами, мы так глубоко были убеждены, что существующее состояние общества не может долго продлиться, мы уже видели наступление нового времени, времени свободы и всеобщего просвещения, мы мечтали об этом времени, мы были глубоко убеждены, что оно скоро наступит! (Софья Ковалевская)
Науку в царской России заперли не только от юношей, но и от женщин. Основная причина большого количества женщин в революционно-демократической борьбе была все та же - невозможность самореализации в царской России.
Перовская, Туманова, Оловенникова, Батюшкова, Бардина, Засулич и многие, многие другие женщины принимали участие в народническом движении.
На эту тему очень интересно читать воспоминания современниц. Вот, к примеру, Александра Панаева подробно описывает, как женщины стремились к высшему образованию, мечтали получить профессию.
Панаева рассказывает, что в то время (вторая половина 19-го века) многие женщины мечтали о профессии врача. В России это звучало дико. Поэтому женщины-дворянки, которые хотели стать врачами, инженерами, учеными, просто уезжали за границу (дворянки могли себе это финансово позволить, в то время как женщины низших сословий не могли об этом и мечтать).
В своих воспоминаниях Панаева описывает, как вынуждена была уехать за границу Н.П. Суслова - первая из русских женщин, ставшая врачом. Она уехала в Швейцарию, где поступила в число слушателей Цюрихского университета (и в 1867 году первая из русских женщин получила диплом доктора медицины).
Панаева также рассказывает о Марии Боковой, которая тоже уехала учиться в Цюрих и стала знаменитым офтальмологом.
Уехали учиться в Германию Софья Ковалевская и Юлия Лермонтова. Софья Ковалевская (между прочим, первая в мире женщина - профессор математики) - стала профессором кафедры математики в Стокгольмском университете, где читала лекции по-немецки и по-шведски.
На фото: Софья Ковалевская
Кстати, для того, чтобы выехать на учебу за границу, Софье (ее фамилия тогда была Корвин-Круковская) пришлось фиктивно выйти замуж - получить загранпаспорт можно было только с разрешения родителей или мужа. Отец не собирался давать разрешения, так как не хотел обучения дочери, поэтому Софья организовала фиктивный брак с молодым учёным В.О. Ковалевским.
Софья Ковалевская принимала участие в революционно-демократическом движении; в 1871 году она вместе с мужем приехала в осаждённый Париж, ухаживала за ранеными коммунарами. Позднее принимала участие в спасении из тюрьмы деятеля Парижской коммуны Жаклара (мужа своей сестры-революционерки Анны).
Софья Ковалевская написала повесть “Нигилистка”, прототипом которой стала Екатерина Гончарова (родственница жены Пушкина).
Екатерина Гончарова стала первой иностранной студенткой Бернского университета. Окончив учебу, Гончарова посвятила свою жизнь науке и стала известным эмбриологом. При этом свою научную работу Гончарова сочетала с революционной деятельностью.
Подобно Гончаровой, женщины-дворянки, участвовавшие в народническом движении, в основном были из “
пронародных” дворянских родов. Такой была и Софья Перовская.
Прапрабабка Софьи Перовской была из рода Нарышкиных и приходилась внучатой сестрой самой императрице Елизавете Петровне - ведь мать Петра I тоже была Нарышкиной.
Вот как поэт Александр Блок описывал Софью Перовскую в поэме “Возмездие”:
Средь прочих - женщина сидит:
Большой ребячий лоб не скрыт
Простой и скромною прической,
Широкий белый воротник
И платье черное - все просто,
Худая, маленького роста,
Голубоокий детский лик,
Но, как бы что найдя за далью,
Глядит внимательно, в упор,
И этот милый, нежный взор
Горит отвагой и печалью…
На фото: кадр из фильма “Софья Перовская”
Именно им, женщинам-народницам, Иван Тургенев посвятил знаменитое стихотворение в прозе “Порог”.
Иван Тургенев. Порог.
Я вижу громадное здание.
В передней стене узкая дверь раскрыта настежь, за дверью -
угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка... Русская девушка.
Морозом дышит та непроглядная мгла, и вместе с леденящей струей
выносится из глубины здания медленный, глухой голос.
- О ты, что желаешь переступить этот порог,- знаешь ли ты, что
тебя ожидает?
- Знаю,- отвечает девушка.
- Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма,
болезнь и самая смерть?
- Знаю.
- Отчуждение полное, одиночество?
- Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.
- Не только от врагов - но и от родных, от друзей?
- Да... и от них.
- Хорошо... Ты готова на жертву?
- Да.
- На безымянную жертву? Ты погибнешь - и никто... никто не будет
даже знать, чью память почтить!
- Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
- Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову.
- И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил
он наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ.