"Как же жизнь его от представлений далека..."

Jun 24, 2016 19:50


Амстердамская речь Маркса (2)

Начало здесь.

На излете демонтажа CCCР “архитекторы перестройки” через центральное ТВ и СМИ запустили в массы байку о том, что Маркс, де, ненавидел русских.
Делалось это просто. Никто же не будет читать 50 томов работ Маркса! Поэтому “архитекторы перестройки” просто напридумывали фальшивых антирусских цитат Маркса и начали их раскручивать.



Маркс и русские

Как же относился к русским реальный Маркс? Реальный Маркс, ругая феодальный российский строй, очень сильно интересовался особенностями русского демократического движения.

Маркс интересовался Россией настолько, что выучил русский язык.

Поль Лафарг пишет в своих воспоминаниях: “Когда Марксу было уже 50 лет, он принялся за изучение русского языка и, несмотря на трудность этого языка, овладел им через каких-нибудь шесть месяцев настолько, что мог с удовольствием читать русских поэтов и прозаиков, из которых особенно ценил Пушкина, Гоголя и Щедрина”.

В то время в России значительная часть русской молодежи не хотела смиряться с феодальными порядками. В середине 19-го века в России появилось много людей демократических и революционных взглядов - Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский, Петрашевский, Бакунин, народовольцы и т.д.
Огромным авторитетом у молодежи пользовался Виссарион Григорьевич Белинский.

Виссарион Григорьевич Белинский. Рисунок художника Б.Лебедева.


Белинский был литературным критиком. Он внимательно следил за европейской интеллектуальной мыслью и в 1844 году ознакомился с трудами Маркса, напечатанными в  “Немецко-французском ежегоднике”.

В этих своих трудах Маркс выдвинул принцип - через критику старого мира найти новый мир. Маркс предложил сочетать теоретический анализ всех сторон человеческого бытия с задачей активного влияния на современников -  и такая позиция была Белинскому очень созвучна.

“Россия видит своё спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиетизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а со здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. А вместо этого она представляет собою ужасное зрелище страны, где люди торгуют людьми.” - писал В.Г. Белинский в своем знаменитой письме Н.В.Гоголю.

Белинский не был лично знаком с Марксом, но другой литературный критик и известный пушкинист П.В. Анненков находился с Марксом в дружеских отношениях.
Маркс и Анненков в своей переписке обсуждали российскую и западноевропейскую действительность, обменивались мнениями.

Через Белинского и Анненкова с работами и размышлениями Маркса ознакомились и остальные российские интеллектуалы и приверженцы демократических преобразований.

Чернышевский. Концепция некапиталистического развития.

Николай Гаврилович Чернышевский принадлежал к передовым мыслителям 19-го века (да и сейчас его идеи не потеряли актуальность. Вообще Чернышевский ни в мире, ни в России недооценен).

Маркс ценил Чернышевского чрезвычайно высоко. Дело в том, что Чернышевский был глубоким знатоком экономической теории. Так, он подверг блестящему анализу и камня от камня не оставил от популярной тогда в элитных кругах экономической теории английского экономиста Милля.

Маркс очень увлекся Чернышевским. Он читал его экономические работы в подлиннике, следил за его судьбой, сопереживал, когда Чернышевского отправили на каторгу.

Художник Л.Щемелев. “Гражданская казнь” (Н.Г. Чернышевский)


В своем великом труде “Капитал” Маркс писал о Чернышевском: “Люди, все еще претендовавшие на научное значение и не довольствовавшиеся ролью простых софистов и сикофантов господствующих классов, старались согласовать политическую экономию капиталистов с притязаниями пролетариата, которых уже нельзя было более игнорировать. Отсюда тот плоский синкретизм, лучшим представителем которого является Джон Стюарт Милль. Это - банкротство «буржуазной» политической экономии, как мастерски выяснил уже в своих «Очерках политической экономии по Миллю» великий русский ученый и критик Николай Чернышевский.”

Кстати, в то время в России уже сложилась прослойка упоротых либералов, с которыми Чернышевский очень жестко полемизировал (в пример можно привести его знаменитую статью “ Русский человек на rendez-vous”).

Одна из идей русских (Белинского, Герцена, Чернышевского) особенно увлекала Маркса. Идея состояла в том,  что Россия может перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Эта возможность, по мнению Чернышевского, заключалась в крестьянской общине. Новая экономическая модель в России будет базироваться не на западном принципе индивидуализма и конкуренции, а на принципе коллективизма: "Экономическая история движется к развитию принципа товарищества," - утверждал Чернышевский.

Чернышевский думал, что в России произойдет крестьянская революция (так многие предполагали, поскольку накал крестьянских бунтов нарастал).

Художник С.В. Иванов. “Бунт в деревне”


Кстати, нарастающие крестьянские волнения стали одной из причин, почему Столыпин предложил столь радикальную идею - уничтожение крестьянской общины.

Столыпин ориентировался на западную модель развития, то есть на модернизацию через капиталистическую конкуренцию. Столыпин не изучал и не принимал во внимание особенности России; его планы модернизации России через уничтожение крестьянской общины были не только утопичны, но и катастрофичны для страны (к счастью, Столыпин не успел угробить русскую общину, его угробили самого).

А вот идея Чернышевского сработала. Большевики смогли провести модернизацию, не только сохранив и модернизировав сельскохозяйственную общину (колхозы, совхозы), но и создав индустриальную общину (социалистические предприятия).

На фото: центр колхоза “Комсомолец”,  Владимир-Волынского района Волынской области, УССР. 1960-е годы.


То есть концепция модернизации путем непосредственного перехода к социализму, минуя капиталистическую стадию, принадлежит русской философской школе.

Впоследствии эта концепция (которую начали разрабатывать Белинский и Герцен и которую окончательно оформил Чернышевский) получила универсальный характер и была реализована в СССР, в Китае и других странах.

продолжение в следующей статье

Posted by: Esenia

Амстердамская речь Маркса (1)

русская революция, русская история, Маркс, русский коммунизм

Previous post Next post
Up