Коммунизм - русская национальная идея

Apr 20, 2016 18:12


   Россия перешла от старого средневековья, минуя пути но­вой истории, с их секуляризацией, дифференциацией разных об­ластей культуры, с их либерализмом и индивидуализмом, с тор­жеством буржуазии и капиталистического хозяйства. Пало старое священное русское царство и образовалось новое, тоже священ­ное царство, обратная теократия. Произошло удивительное пре­вращение. Марксизм, столь не русского происхождения и не рус­ского характера, приобретает русский стиль, стиль восточный, почти приближающийся к славянофильству. Даже старая славя­нофильская мечта о перенесении столицы из Петербурга в Мо­скву, в Кремль, осуществлена красным коммунизмом. И русский коммунизм вновь провозглашает старую идею славянофилов и Достоевского - «ex Oriente lux». Из Москвы, из Кремля исходит свет, который должен просветить буржуазную тьму Запада.
В своих грандиозных, всегда планетарных планах комму­низм воспользовался русской склонностью к прожектерству и фантазерству, которые раньше не могли себя реализовать, те­перь же получили возможность практического применения. Ле­нин хотел победить русскую лень, выработанную барством и крепостным правом; победить Обломова и Рудина, лишних лю­дей. И это положительное дело по-видимому ему удалось...

Вместо Третьего Рима в России удалось осуществить Тре­тий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли мно­гие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже свя­щенное царство и оно тоже основано на ортодоксальной вере. На Западе очень плохо понимают, что Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма.

Западные коммунисты, примыкающие к Третьему Интерна­ционалу, играют унизительную роль. Они не понимают, что при­соединяясь к Третьему Интернационалу, они присоединяют­ся к русскому народу и осуществляют его мессианское призва­ние. Я слыхал, как на французском коммунистическом собрании один французский коммунист говорил: «Маркс сказал, что у ра­бочих нет отечества, это было верно, но сейчас уже не верно, они имеют отечество - это Россия, это Москва, и рабочие долж­ны защищать свое отечество». Это совершенно верно и должно было бы быть всеми сознано.

Произошло то, чего Маркс и западные марксисты не могли предвидеть, произошло как бы отождествление двух мессианизмов, мессианизма русского народа и мессианизма пролетариа­та. Русский рабоче-крестьянский народ есть пролетариат, и весь мировой пролетариат, от французов до китайцев, делается рус­ским народом, единственным в мире народом.

Это мессианское сознание, рабочее и пролетарское, сопро­вождается почти славянофильским отношением к Западу. Запад почти отождествляется с буржуазией и капитализмом. Национа­лизация русского коммунизма, о которой все свидетельствуют, имеет своим источником тот факт, что коммунизм осуществля­ется лишь в одной стране, в России, и коммунистическое царст­во окружено буржуазными, капиталистическими государствами. Коммунистическая революция в одной стране неизбежно ведет к национализму и националистической международной полити­ке. Мы, например, видим, что советское правительство гораздо более сейчас интересуется связями с французским правительст­вом, чем связями с французскими коммунистами.

Только Троцкий остается интернационалистом, продолжа­ет утверждать, что коммунизм в одной стране не осуществим, и требует мировой революции. Поэтому он и был извергнут, ока­зался ненужным, не соответствующим конструктивному нацио­нальному периоду коммунистической революции.

В советской России сейчас говорят о социалистическом оте­честве и его хотят защищать, во имя его готовы жертвовать жиз­нью. Но социалистическое отечество есть все та же Россия и в Рос­сии, может быть впервые, возникает народный патриотизм. По­ражение советской России было бы и поражением коммунизма, поражением мировой идеи, которую возвещает русский народ.

Н.А. Бердяев (из работы «Истоки и смысл русского коммунизма»)

Бердяев, русский коммунизм, коммунизм

Previous post Next post
Up