Оригинал взят у
albert_lex в
Жёсткая посадка для Т-50 ПАК ФА
Победные реляции нашего ВПК в последнее время вызывают некоторое удивление. Например, в понедельник нам сообщили, что сотрудничество между РФ и Индией в военно-промышленной сфере переходит на более высокий уровень - от продаж к
совместному производству. Вообще-то всегда считалось, что наилучшая форма для такого бизнеса - это именно торговля. Когда привлекаются свои собственные инвестиции, когда используются собственные разработки, набирают квалификацию собственные кадры, создаётся производственная инфраструктура на своей территории. И всё это потом используется снова для разработки, производства и продажи уже новых вооружений. А что нам за выгода от создания рабочих мест в Индии, от строительства там заводов и уж тем более - от
передачи им технологий производства?
Но главный вопрос - это пресловутый Т-50 ПАК ФА. Ведь его разработка и создание в значительной степени финансировалась индийской стороной и предполагались продажи именно его экспортной версии в Индию. И вот мы узнаём, что вместо закупок экспортной модификации нашего самолёта Т-50, получившего обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), индусы решили создавать свой собственный истребитель. Конечно, в сотрудничестве с нами, но это, честно говоря, слабое утешение. Я уже упомянул, что такая форма совместной работы менее выгодна для нас, но хуже всего то, что в этом случае у Дели отпадает необходимость финансировать наш проект ПАК ФА. И как раз (интересное совпадение) нам недавно объявили, что
вместо 52 новых машин будет закуплено лишь 12, и сослались на проблемы с нефтяными ценами и кризисную ситуацию. А не в том ли истинная причина, что без индийских денег реализация нашего проекта существенно замедлилась?
Всё хорошо, прекрасная маркиза
И вроде всё как надо на первый взгляд: на рынке вооружений Россия уступает лишь США, остальные
конкуренты заметно отстают, подчеркивает Владимир Путин.
«По итогам прошлого года экспорт российской продукции военного назначения превысил $15,5 млрд. Последние три года он стабильно держится на этой отметке. Россия уверенно занимает второе место в списке мировых лидеров по поставкам вооружения и военной техники - 27% рынка. В 2014 году были подписаны новые контракты на сумму $14 млрд. На сегодняшний день портфель экспортных заказов превышает $50 млрд. Мы будем, конечно же, развивать военно-технические связи со всеми своими союзниками и стратегическими партнерами, последовательно реализовывать программы импортозамещения в оборонной промышленности, осваивать новые рынки», - заявил Путин.
Однако в это же время Россия уже несколько лет медленно
утрачивает лидирующие позиции на рынке вооружений Индии, хотя эта страна по-прежнему остается крупнейшим покупателем российской продукции военного назначения. В 2011-2012 годах Россия проиграла подряд четыре индийских тендера (на поставку самолетов-заправщиков, ударных и тяжелых транспортных вертолетов и легких многофункциональных истребителей), упустив таким образом возможность продать военной техники на сумму в 13,5-15 миллиардов долларов.
А индийский рынок, мягко говоря, очень интересен. В ближайшие 10 страна лет планирует потратить не менее
$120 млрд. на закупки современного вооружения и военной техники.
При этом на долю ВВС Индии будет выделено порядка $35 млрд. из указанной суммы.
Когда деньги решают многое
Итак, в чём причины не самой лестной для нас истории сотрудничества? Прежде, чем рассуждать об этом, учтём ещё один важный момент: Пентагон планирует в период 2018-2020 гг. заказать у компании Lockheed Martin сразу 450 истребителей F-35.
«Таким образом, ежегодное производство будет составлять 150 машин в год, в том числе для иностранных клиентов», - сказал замминистра обороны США Фрэнк Кендалл. По его словам, «
такой крупный заказ может сэкономить деньги в двузначном размере». Сейчас производится 35 машин в год. По мнению экспертов, стоимость одного F-35 к 2020 г. упадёт с нынешних $108 млн. до $80 млн.
Итак, что делает США? Ну, во-первых, разгоняет свою экономику крупным оборонным заказом. В условиях кризиса - вещь далеко не лишняя во время кризиса. Во-вторых, наращивая масштабы производства, они снижают себестоимость, что позволяет выгодно конкурировать по цене. Для сравнения: Индия планировала закупать наш FGFA по цене
более $100 млн. за самолёт. И можно долго читать рассказы экспертов, о том, что наш Т-50 превосходит F-22 по боевым и прочим параметрам, но множество стран предпочтёт самолёт чуть похуже и весомо подешевле более дорогому, пусть он даже и лучше. Таким образом, в-третьих, Штаты могут сократить нашу долю на рынке вооружений (что для них само по себе приятно), да ещё и за счёт расширения своей, что совсем замечательно.
Иными словами, Штаты заваливают проблему деньгами. Нашу удачную разработку они делают рыночно менее выгодной. Что и на экономике нашей скажется, в которую существенную лепту вносит производство и продажа вооружений, и замедлит наш технологический прогресс. Пока не начнут возвращаться вложенные в разработку деньги через продажу крупных партий новых моделей - не будет средств на разработку и внедрение новых технологий. Или же стране покрывать это государственными инвестициями, выдёргивая деньги из других отраслей. В общем, см. «гонка вооружений» и её печальные последствия для не очень сильных экономик.
Пока мы разрабатывали превосходящий аналоги истребитель пятого поколения, Штаты решили сделать эту «игрушку» более доступной и, следовательно, менее ценной. Опередили нас и решили наладить массовое производство, получив лидерство на рынке и оттеснив нас.
Любимые грабли финансовой политики
С другой стороны, конечно, планы-то у них роскошные, а удастся ли их выполнить - не известно. Кстати, в данный момент девальвация рубля могла бы здорово нивелировать для нас это преимущество Штатов, но вот рубль, как мы видим, снова укрепляют. Очередной вопрос в адрес нашего экономического блока правительства и его финансовой политики: и где развитие промышленности? Где стимулирование производителя? Когда у нас будет взрослая суверенная политика в этой сфере? Или стоит напомнить, как Штаты годами бесились от злости, наблюдая, как Китай искусственно занижал курс юаня, заманивая к себе почти все производства мира: от одежды до авианосцев?
Аппетиты растут
И в этой ситуации становится очень легко понять Индию. Мы не будем сейчас разбирать, какими техническими проблемами сопровождалась разработка, и какие были трения по поводу передачи технической документации. Не станем потому, что нет никаких оснований думать, что наши конкуренты из США вели бы себя иначе, и сотрудничество с ними было бы более успешным. Кстати, не будем забывать, что совместную разработка нового истребителя для себя Индия решила проводить всё-таки с Россией. А это говорит о том, что они тоже не считают смену партнёра выгодным для себя решением. Но вот условия сотрудничества пересмотрели в свете новых условий.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко пояснил, что Индия при закупках вооружений, как правило, выдвигает требование создания индивидуального технического лица, то есть глубокой кастомизации продукции. Это связано с тем, что у разных вооруженных сил разные требования к возможностям техники.
«Например, ВВС России традиционно равнодушны и даже не любят дозаправку, поэтому большинство истребителей системами дозаправки в воздухе не оснащаются. ВВС Индии, напротив, ставят эту систему на все летательные аппараты, включая вертолеты. А внедрение системы дозаправки уже требует перепроектирования всей машины», - отметил Макиенко.
Кроме того, по словам эксперта, индийские военные могут потребовать интегрировать на этот самолет БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование) французского, израильского и национального индийского производства, что также будет нуждаться в дополнительных ОКР (опытно-конструкторские работы).
Глава отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев пояснил, что в самом радикальном случае конструкторам придется заново проектировать планер самолета. «Среди тех данных, которые обсуждались, речь шла о двухместном самолете. Это серьезные изменения, которые могут затронуть в том числе и планер. Но нужно понимать, что по большому счету самолет пятого поколения - это в первую очередь его системы и только во вторую очередь - планер. А интеграция систем - это очень трудоемкая работа», - отметил Пантелеев.
Иными словами, даже не отказавшись окончательно от услуг России, Индия всё же воспользовалась новой ситуацией на рынке и начала диктовать условия, повышая для себя выгодность совместного предприятия. Они под этим соусом и надёжную базу для импортозамещения в этой отрасли на будущее себе заложат, и технологии приобретут, и индустрию свою построят. И всё это - побочные эффекты наличия на рынке альтернативного предложения.
Итоги
Что всё это значит для России? В сущности, ничего рокового или небывалого. Нам просто очень жёстко напомнили, что мы не одни на рынке, что нам на пятки всегда наступали и будут наступать конкуренты, и что возможность выбора у покупателя - это жестокое испытание для производителя. Одним словом: что никто не будет сидеть, и сложа ручки смотреть, как Россия спокойно развивает технологии и завоёвывает новые рынки. Тут бы старые не потерять.
Времена меняются, мир действительно становится многополярным. А это, в частности, означает и то, что больше нет «друзей» и «врагов», а есть множество независимых центров. Европа, Россия, Штаты, Китай - это только в области производства высокотехнологичных вооружений. При этом политические разногласия - да и то преодолимые - у Индии только с Китаем. А это значит, что Дели может выбирать из трёх производителей. А если проявит дипломатичность и уступчивость - то даже из четырёх. Впрочем, Европа не производит пока именно истребители пятого поколения, зато все остальные - очень даже, о чём нам ещё долго будет напоминать сделка с покупкой Rafale.
У нас серьёзные конкуренты. И тут даже не спишешь на «мировую диктатуру США» - в данном случае конкуренция совершенно рыночная, честная. И от наших услуг пока что даже не отказались ещё. Но спокойные времена, очевидно, заканчиваются. В условиях растущего азиатского рынка, который готов вкладывать очень серьёзные средства в закупку вооружений, все производители будут выкладываться по полной программе, чтобы оказаться первыми в этой гонке. Для российского ВПК это будет серьёзным испытанием, и первый звоночек уже прозвенел. Время советских технологий ещё не прошло, но всё же заканчивается. России придётся либо научиться работать и производить не хуже, чем делали в Советском Союзе - либо в перспективе потерять этот рынок.