Что произойдет на русском рынке искусства при сильном падении цен на нефть

Oct 27, 2014 13:33


С конца марта, когда мы опубликовали статью «Как повлияют экономические санкции на русский рынок искусства? Гипотезы», цена за баррель нефти сорта Urals снизилась уже на 23,5 доллара (со 105 долл./бар. до 81,5 долл./бар). Ситуация нового тактического кризиса перестала быть гипотетической. Увы, надо признать, что нашим заморским «оппонентам» за это время слишком многое удалось. Всего за полгода курс доллара вырос с 35,4 рублей до более 41 рубля за доллар, все прежние прогнозы по инфляции давно пошли прахом, снижение инвестиционной активности и сокращение потребительского спроса заметны невооруженным глазом. В свой актив изобретательные идеологи экономических козней могут смело записать падение автомобильного рынка, сокращения персонала в бизнесе, сорванный туристический сезон и кучу других пакостей, адресованных почему-то преимущественно нашему среднему классу. Ну а кому же еще? Остальные, как мы слышали, как-то уже справились. По крайней мере, газеты запестрили сообщениями в духе «Пострадавший от санкций банк «Россия» в первом полугодии увеличил прибыль на треть».

В свете новой экономический ситуации вопрос о том, что произойдет на нашем рынке искусства под воздействием санкций, перестал быть гипотетическим. Итак, к чему нам готовиться?

В первые месяцы санкций, как AI и предрекал, ничего не изменилось. Резкого роста цен в рублях не произошло. Падения спроса тоже. И дальше какое-то время тоже ничего не изменится. Рынок искусства - весьма инерционный. В частности, он не падает одновременно с ценами на нефть , а рост курса доллара не ведет к пропорциональному росту цен в рублях. Да, рубль сейчас дешевеет, но зарабатывать эти рубли нашим покупателям (как правило они зарабатывают в бизнесе, медицине, образовании, юриспруденции) становится все сложнее. Следовательно, что будет происходить? Понятно, что сдатчики аукционов и другие продавцы попытаются поднять цены в рублях как можно скорее. Попытаются. Но довольно быстро натолкнутся на сопротивление со стороны спроса, и пойдут на уступки покупателям. Как разумные люди.

Дальше, если рубль продолжит девальвироваться тем же темпами, то по обоюдному согласию цены на рынке будут номинированы в долларах. Для общего спокойствия участников рынка. При этом в долларах покупатели потребуют скидок и получат их. Другими словами, цены в долларах снизятся и, вероятно, существенно.

О совсем неблагоприятных сценариях (нефть падает вдвое, доллар взмывает до неприличных уровней - рублей этак на 60) думать заранее не хочется. Во-первых, это вряд ли. Во-вторых, последствия затяжного экономического кризиса в принципе довольно понятны и предсказуемы. Очевидно, что если благосостояние среднего класса сильно ухудшится, то аукционная торговля культурными ценностями сильно просядет. И у нас на аукционе AI, и вообще у всех местных аукционных домов. К слову, тревожные сигналы уже поступают: индекс покупательской активности ARTIMXba-RUS с марта упал на 3 пункта и продолжает снижение. Аукционы, конечно, при любом раскладе продолжат зарабатывать свои 10%. Но при этом средний чека с нынешних 9,5 тыс. долл. за лот (реальные данные за прошедшие 12 месяцев) уменьшится до, скажем, 3 тыс. долл. за лот. Соответственно снизится и номинальный размер комиссионных. Покупатель со средними доходами станет сводить концы с концами, а «новые богатые» наши аукционы пока не жалуют.




На фото - пока самая дорогая работа на русских аукционах в 2014 году по состоянию на середину октября
ИЛЬЯ И ЭМИЛИЯ КАБАКОВЫ
№ 5 из серии «Под снегом». 2004
Холст, масло. 256,5 × 183
VLADEY.18.03.2014. Лот 11

Перечисленное выше - это картина в общем по рынку. А конкретнее в каждом из трех сегментов - высшем (максимальное качество, дорогие шедевры, первые имена), а также в среднем и экономичном - ситуация будет развиваться по-разному.

Начнем со среднего сегмента - о перспективах вещей среднего качества ценой свыше 10 тыс. долл., особенно диапазон 10-50 тыс. долл. В кризис это сегмент всегда становится самым проблемным. Замечено, что там, где деньги начинаются уже серьезные, а до шедевра вещь не дотягивает - там процессы замирают. Признаться, не удивимся, если месяца через три цены на произведения среднего качества в пересчете на доллары будут ниже текущих на 20-30%.

А что в это время произойдет с рынком шедевров, произведений наивысшего качества? Вы удивитесь - скорее всего, там станет не хуже или даже лучше. В кризис интерес к шедеврам как правило даже увеличивается, несмотря на то, что деньги там уже очень серьезные. Богатые люди начинают рассматривать варианты даже не инвестиций, а сбережения с перспективой на 3-5 лет. Поэтому и разнообразят свои активы, включая в них первоклассные предметы искусства. Так что у топовых галерей и дилеров с запасами «айвазовских» клиентуры вряд ли убавится. Главное, чтобы материал был безупречный.

Про экономичный (условно до 10 тыс. долл.) и самый бюджетный сегмент (до 3 тыс. долл.) тоже примерно все понятно. По опыту предыдущих
кризисов в сложные времена, наряду с самым дорогим, лучше всего продается самое именно самое дешевое. И опять же только среднее будет дожидаться лучших времен. Впрочем, как там говорят продавцы? Картины есть не просят? На самом деле через какое-то время очень даже просят.
Предложенные ценовые расклады в целом уже подтверждает только что завершившийся 37-й Антикварный Салон. Из бесед с участниками Салона можно сделать вывод, что продажи фиксировались преимущественно в сегменте до 10 тысяч долл., а на работы свыше 100 тыс. долл. покупателей почти не было.

От ответа на вопросы «кто виноват» и «что будет» самое время перейти к «что делать?».

Сперва наперво  - избавиться от иллюзий, что угнетенная экономическая ситуация это не на долго. Даже если санкции отменят через полтора-два года (на что закладываются умные люди), то это не значит, что рынок искусства сразу быстро воспрянет. Мы ведь так уже думали после 2008 года, правда? А жить до сих пор приходится в кризисных реалиях. Вероятно, новая эпоха высоких цен не наступит еще 5-10 лет.

Если конкретизировать проблему по секторам, то сейчас, например, в зоне риска находятся вторые имена XIX века. Уже сейчас они продаются туго, и есть ощущение, что лучше не станет. Или, например, средние по качеству работы первых имен среди шестидесятников. Именно средние. То есть когда вещи-не шедевры, а просят за имена тем не менее дорого, десятки тысяч долларов. Очередь за такими вещами тоже не выстраивается. Что и понятно:  дорого и коллекционеров мало.

Словом, второе, что стоит сделать участникам рынка - стать реалистичнее и сговорчивее. Ближайшие несколько лет цену на рынке, по-видимому, будут диктовать покупатели. Поэтому, например, средние по качеству вещи стоит без сожаления продавать, даже если предлагают цену ниже ваших ожиданий где-нибудь на 20%. В противном случае нужно быть готовым «зависнуть» с ней на несколько лет. Впрочем, совсем за копейки отдавать, конечно, не стоит - пусть уж тогда до лучших времен лежат. Одновременно в условиях кризиса нужно включать «радар» и покупать с оказией хорошие вещи на хороших условиях. В частности, мы наблюдаем активизацию интереса к экономичному сегменту и даже второму ряду шестидесятников. Конечно, при прочих равных стоит отдавать предпочтение наиболее ликвидным авторам. Имена своих «хитов» мы не скрываем: Зверев, Яковлев, Слепышев, Ворошилов и многие другие. Возможно, кризис обострит стремление коллекционеров и продавцов искать наконец-то новые идеи и перспективные инвестиционные направления. Вспомнить, например, про замечательных «кинетистов», или про горкомовских экспрессионистов середины 1970-х - конца 1980-хгодов, или про современное искусство - есть еще масса направлений, где потенциал роста цен далеко не исчерпан.

Падение цен на нефть, конечно, значительно усугубит кризис. Ничего не поделать - стихия. Но нужно помнить, что этот кризис на нашем арт-рынке продолжается уже 8 лет. За такой период любой кризис превращается уже в вариант нормы. Поэтому не принимайте близко к сердцу. Продавайте и покупайте. Так, по крайней мере, будет шанс пережить период катаклизмов в хороводе красивых вещей.

Владимир Богданов, ARTinvestment.ru
Константин Бабулин, ARTinvestment.ru

прогноз, кризис, искусство, рынок

Previous post Next post
Up