К недавним наивным размышлениям о том,
как «перезапустить» рынок русского современного искусства хочу добавить две вещи, кажущиеся мне важными.
1. 1. Приятно было бы видеть работу главных русских галерей современного искусства «на земле». Вот, вспоминаю прошедшие ярмарки ХУДГРАФ или тот же АРТ-МАНЕЖ. Народу приходит - тьма! Причем искренне интересующегося. Цены нормальные, люди покупают. А кто там отвечает за актуальное искусство? Правильно - Арсен Мартиросян. Иногда еще одна-две галереи (напр., «Щукин» с Михаилом Молочниковым на ХУДГРАФЕ 2012). То есть реально Кулика, Виноградова с Дубоссарским, Пепперштейна «на земеле» регулярно и научно-популярно представляет Мартиросян, а не их галереи. Наши гранды по традиции в таких бюджетных ярмарках не участвуют. Не берусь им советовать, но думаю, что зря...
2. 2. Оздоровлению атмосферы в современном искусстве способствовало бы возвращение художников, вынужденных эмигрировать по неэкономическим причинам - Олега Мавроматти, Авдея Тер-Оганьяна... «Войну» прекратить долбать и многих других. Думать и творить с постоянной оглядкой на 282-ю - ну куда это годится? Тем более, что ходят под ней все - от радикальных акционистов до главреда, решившегося опубликовать "Икону-икру" на обложке журнала. В обстановке конфронтации, стрема и науськивания - какой тут рынок? Это ведь только кажется, что настроения не имеют отношения к торговле.