Сланцевые карьеры как достопримечательность Эстонии

May 02, 2023 23:43

Ида-Вирумаа - самый восточный регион Эстонии на границе с Россией - славится своими сланцевыми шахтами. Местный сланец не только обеспечивает страну электроэнергией, но и позволяет его продавать за рубеж, включая Россию. Но такие промышленные пейзажи совсем не выглядят привлекательными, однако эстонцы научились привлекать туристов даже туда, куда бы и за деньги никто не поехал.



Сланец - это уникальное топливо, что-то среднее между углем и нефтью. Считается, что его образовали древние морские водоросли. В Эстонии еще век назад сланец использовали для топки печей, в советские времена добыча велась уже в промышленных масштабах. В наши дни, даже после того, как многие шахты были закрыты, а экологи признали данный вид топлива загрязняющим окружающую среду, он давал 96% всей вырабатываемой страной энергии. Тем не менее, запасы горючего сланца были не бесконечны, к тому же, его добыча сильно влияла на местный ландшафт. После того, как стали закрываться шахты, как, например, эта в Кохтла-Ярве, десятки километров подземных тоннелей были просто законсервированы. Однако существовал и открытый способ добычи сланца, там где он находился близко к поверхности и его просто было легче добывать. В результате этой деятельности оставались огромные карьеры с грудами щебня, на котором ничего не росло. Внешне это выглядело как пустыня Сахара, только еще хуже. В 1975 году закончились работы в карьере Кохтла. В 1974 рядом открылся другой карьер - Айду, но и он был закрыт в 2016 году. После их закрытия специалистам предстояло вернуть эти безжизненные территории к жизни, а в итоге их удалось сделать чуть ли не достопримечательностями.

Ида-Вирумаа самый "русский" регион Эстонии, но к сожалению, самый технически отсталый - тут нет крупных городов, отсюда далеко до столицы и других производств тут нет. Это край шахтеров и горняков. Тут красивые места, есть Нарва с ее замечательным замком, есть побережье Балтики с многочисленными лечебными санаториями вблизи Нарва-Йыэсуу, но над остальными достопримечательностями нужно было работать. В итоге одну из бывших шахт превратили в весьма атмосферный и интересный музей, а почву на месте бывших карьеров и шахт стали рекультивировать, превращая в заповедники. Вот так теперь выглядят местные болота, где хорошо заниматься трекингом. А на карьерах с 80-х годов идет активная работа по посадке леса. Вот так сейчас выглядят бывшие карьеры Кохтла и Айду.



Если просто проехать здесь на машине, то кажется - лес как лес





К сожалению, вырастить тут лес очень сложно, это приходится делать буквально вручную, используя самые разные виды деревьев. Приживаемость деревьев в такой почве очень низкая - всего около 20% посадок вырастают во взрослые деревья





Временами тут встречаются домики



А еще тут строят, судя по всему, ветряки



Но чтобы оценить местность, вам нужно забраться повыше



Возвышенности здесь не природные - это отвалы и другие искусственно созданные насыпи





Отсюда хорошо видны борозды, которые оставили после себя огромные экскаваторы







Вот, например, этот ковш крупнейшего в Европе экскаватора Esku, его вес 4021 тонн, а объем - 35 кубических метров и он черпал в радиусе 65 метров. К сожалению, в 2001 году гигант пошел на металлолом, ковш от другого такого же экскаватора стал музейным объектом.



Человек на фоне ковша . kladez_zolota узнаешь?

Чтобы вы понимали на каких махинах тут работали, снимки ниже сделаны с искусственной насыпи, которую создали в 1979 году для ремонта стрелы экскаватора. Ее нельзя было опустить на землю, поэтому рабочие создали гору, чтобы просто до нее дотянуться, ее высота 69 метров



Насыпь находится на границе двух карьеров и она имеет название - Сипельгамяги, что переводится как "Муравьиная гора". При вырубке леса шахтеры сняли муравейник и переместили его на гору, теперь здесь живут муравьи. Cейчас здесь хорошая смотровая площадка, где отдыхают туристы



Большинство карьеров было затоплено, есть планы создать на месте карьера Айду гребной канал длиной 2 000 метров



Вода тут чистая, можно купаться и, вроде, даже водится рыба. Правда, глубина тоже солидная, в среднем около 7 метров, а берега крутые





А вот план местности, где лучше всего видна общая картина



Сейчас на бывшие карьеры вполне можно приехать на отдых и на пикник







С топливом проблем нет никаких - тот самый горючий сланец в изобилии валяется под ногами, он достаточно неплохо горит



Что сланцевая промышленность не мертва, хорошо доказывает вот эта труба, уходящая вдаль



По трубе от оставшихся шахт и карьеров идет сланцевое масло



Вдалеке все еще дымят трубы карьера Нарва и двух шахт - Эстония и Виру. Были планы еще открыть шахту Уус-Кивиыли, но сейчас не знаю, осуществились ли они



На фото вы наверняка видели мощные джипы, на которых я рассекал по бывшим карьерам - это предприимчивые местный эстонские парни устраивают экстрим-туры по пересеченной местности. Еще один весьма любопытный аттракцион в местных краях



Про этих ребят и как тут можно очень весело покататься я еще обязательно напишу, может вам когда пригодится



путешествия, Эстония

Previous post Next post
Up