На берегу Дуная, между Сербией и Румынией, расположена одна из самых впечатляющих крепостей в этой части Европы. Крепость Голубац веками защищала узкий канал Дуная, названный Железными воротами. Совсем недавно крепость отреставрировали и она предстала во всей красе.
Когда именно был построен Голубац - неизвестно. Мы знаем только, что до крепости здесь было римское, а потом византийское поселение. С IX века по 1257 годы эту территорию оспаривали Болгарское царство и Византия. После это чисто сербские земли. Считается, что крепость построили либо болгары, либо сербы, либо венгры. Однако в одной из первых башен была найдена православная часовня, вероятнее всего создателями ее были сербы. Голубац означается "голубиный город", с чем это связано тоже не известно.
Железные ворота - бутылочное горлышко Дуная сразу за крепостью
Голубац на страже Железных ворот
Крепость находится у входа в очень узкий участок Дуная, называемый Железными воротами, с её помощью можно было контролировать движение по реке. А цепь, соединявшая крепость с другим берегом, помогала собирать налоги с проходивших по реке кораблей. Но очень скоро крепость стала пограничной, и за свою историю множество раз была атакована и многократно переходила из рук в руки. На 1335 год приходится первое упоминание крепости, захваченной венграми. С этого времени крепость начала часто менять хозяев. Пару десятилетий спустя венгры отдали контроль сербам, которые были зависимым от них. После Косовской битвы в 1389 году крепостью завладели турки. В дальнейшем армии венгров и Османской империи постоянно встречались у стен крепости Голубац, сербы в этот период помогали то одним, то другим. В XVII веке на смену Венгерскому королевству пришла Империя Габсбургов, включившаяся в борьбу за важную крепость. Однако, в целом, Турция владела крепость до 1867 года, когда окончательно вернула её сербскому государству. За свою военную историю, по подсчетам историков, Голубац успешно пережил 1200 осад неприятеля.
Билет за вход на территорию недешевый - около 450 рублей на наши деньги, при этом, за эти деньги вы можете посетить только малую часть замка. Плюс 600, еще 600 и еще 900 придется заплатить за полный осмотр крепости.
Всего у крепости 9 башен, высотой до 25 метров. Самыми первыми были 5 башен, затем пристроен еще один круг обороны из 4 башен. Башни разных форм, в основном прямоугольные у основания, а затем полукруглые или квадратные наверху
Схема крепости. Верхняя часть самая ранняя
Мы входим через первые ворота, перед которыми сохранился искусственный ров, соединенный с Дунаем
Сразу у ворот есть башня, которую можно осмотреть, внутри несколько этажей со стендами по истории твердыни
Башня номер 8, доступная для посещения
Сверху открывается хороший вид на башни в этой части крепости
Ворота через ров
Вот так виды выглядят на видео
Click to view
С предвратной башней соединена небольшая круглая артиллерийская башня. Имеющиеся башни не были предназначены для ведения огня с их площади, их нужно было перестраивать, поэтому добавили вот такую башню, которая могла вести огонь на 3 стороны. Она защищала замковую бухту и изначально находилась на суше, которую в последние десятилетия подтопило из-за строительства ГЭС неподалеку.
Артиллерийская башня соединена с крепостью стеной-проходом
Раньше тут была бухта крепости
Над этой частью замка высятся еще две башни, на них можно подняться и осмотреть все с еще более выгодных позиций, но за это придется доплатить, плюс при продаже билетов на дополнительный подъем сотрудница сразу интересуется имеющейся у тебя обувью, пригодной для осуществления подъема. Группы поднимаются наверх каждые полчаса
Наверх ведет тропинка, она не очень обустроена, но и не особо сложная
При входе на тропу зачем-то предупреждают о змеях, но я лично змей не видел
Далее мы переходим в следующая часть крепости, более старую, она не соединена с первой. Там 5 башен (одна разрушена)
Ворота этой части крепости
Внутри находился дворец - длинное прямоугольное здание, от него ничего не осталось, поэтому он был построен при реконструкции заново
Здесь проходят выставки, а также размещаются стенды с исторической информацией
Костюмы сериала про сербского деспота Стефана Неманя
Над воротами находится еще одна башня, которую можно посетить по основному билету
Внутри нее несколько этажей с информацией об истории крепости
Наверху закрытая смотровая площадка
С этой башни, башни №5, открываются лучшие видны из доступных по основному билету
Первая часть крепости
Две башни второго защитного кольца
На другой стороне, всего в паре километров, уже Румыния
По еще двум билетам можно посетить еще 3 башни и соединяющие их стены, но это доступно даже не каждый день. В центре высится башня-шляпа, как ее прозвал из-за ее внешнего вида венгерский путешественник. Это самая старая башня крепости, ее донжон - последний рубеж обороны, к ней нет прохода с других башен, она изолирована. Чтобы подняться туда, очевидно, нужны некоторые физические возможности, но вид оттуда, думаю, того стоит.
Слева небольшая разрушенная круглая башня, а выше всего башня-шляпа
Перед крепостью со стороны ворот раньше находилось средневековое поселение, однако в XX веке тут прошла дорога и следы поселения исчезли. Остались только руины турецкой бани
Руины турецкого хамама
На самом деле, как видно по моему репортажу, смотреть в крепости не так уж и много, однако она выглядит очень живописно, и с башен можно наделать много красивых фотографий, если обзавестись всеми билетами
Уютное и недорогое кафе на территории крепости
К 2000-му году памятник сильно зарос и находился в плохом состоянии. Вот так выглядела крепость еще 10 лет назад
Вид с донжона на место, где был когда-то дворец
В 2005 году началась расчистка территории, в 2014 году Евросоюз выделили около 9 млн евро на восстановление средневекового памятника. В 2016 году Голубац вновь был открыт, а к 2019 году были завершены все работы.
В XX веке через крепость прошла важная региональная дорога, идущая вдоль Дуная, но в ходе реставрации Голубац ее перенесли. В рамках этого процесса в скале, на которой стоит крепость, был проложен туннель, пустивший дорогу в обход крепости.
Дорога через вторые ворота крепости
Дорога через крепость
Сейчас узнать это место вообще невозможно, сохранились только два небольших туннеля в скале в дальней части крепости
А вот как теперь выглядит обьезд
В рамках реконструкции Голубац стал также портовой и погранзоной, что дало ему возможность принимать туристические суда, следующие по Дунаю
Пристань Голубац
Пограничная зона
Круизный корабль привез туристов
Туристы из других европейских стран теперь составляют значительную долю всех посетителей крепости
Недалеко от Голубацкой крепости, тоже на Дунае, только выше по течению находится еще одна впечатляющая средневековая сербская крепость -
Смедерево