В Калининградской области сохранилось достаточно много городов со старой, уютной немецкой застройкой. Однако большинство таких домов находится в не очень хорошем состоянии, разрушаясь от времени. Но есть на территории области город, который уже во многом приобрел свой былой внешний вид. Это небольшой посёлок Железнодорожный, бывший Гердауэн.
Гердауэн берет свое начало с прусского вождя Гирдава, у которого здесь в XIII веке находились родовые земли. Со временем они отошли к Тевтонскому ордену. В 1325 году здесь появилось главное строение -
замок с мельницей, вокруг которого и строилась городская жизнь. В 1398 года поселение получило городские права. Однако новый город стремился к независимости от Ордена и даже вел с ним войны. В итоге город был передан саксонскому рыцарю фон Шлибену и стал его родовой вотчиной. Однако процветанию и росту городского населения мешали частые пожары, а в XVIII веке половину населения выкосила чума. Испытанием для города стала и Первая Мировая война, когда многие из домов города были разрушены. Но после войны большая часть Гердауэна была восстановлена, причем образцово-показательно, став ярким примером возрождения жизни в регионе. Во Вторую Мировую городу вновь досталось, причем были разрушены по большей части старые дома, а не восстановленные. С 1946 года город носит название Железнодорожный. И относительно недавно началось его восстановление, с целью сделать из него туристический центр. Все то же самое, что было ровно 100 лет назад. Это процесс еще далек от своего завершение, но результаты уже хорошо видны.
Железнодорожный находится достаточно далеко от крупных городов и главных дорог, всего в паре километров от границы с Польшей. При этом присутствие туристов заметно.
Железнодорожный стоит на озере, образуемый рекой Железнодорожная.
Это и стало причиной появления здесь замковой мельницы. Нынешнее, нефункционирующее здание было построено в 1909 году и встречает вас при въезде в город
Еще век назад здесь находилось мельничное колесо
Но сейчас здесь создано кафе и зона отдыха
Прогулка по центру Железнодорожного начинается с главной площади города, именно сюда приходят междугородние и экскурсионные автобусы и паркуются обычный автотранспорт. Обустройство территории здесь едва началось
За парковкой перед памятником Ленину должен появиться цветник
А вот как эта площадь выглядела в начале прошлого века
Но не будем расстраиваться, а пройдемся по прилегающим улочкам, а именно улицам Коммунистическая, Октябрьская, Первомайская и Пушкинская (как она тут затесалась?). Здесь почти все дома как с открытки
Если бы не состояние асфальта и газелька, то вполне себе Германия
Через заросли притока реки (та же Железнодорожная, пишу в скобочках, а то от названия зубы ломит) видна другая часть Железнодорожного, не отреставрированная - туда мы не пойдем, хотя лужок смотрится этакой сельской идиллией
Далее мы проследуем в сторону местной кирхи
В центре приличная, вполне европейская детская площадка. Единственное, она зачем-то окружена алюминиевыми трубами, как частоколом
И вот мы у кирхи, к сожалению, на ее восстановление только идет сбор средств
Если колокольня еще имеет целостное состояние, то внутри ничего
Немецкая чугунная печать в стене
От кирхи обратно к главной площади (Ленина?) ведут самые ухоженные улочки
Дома очень красивые, но, если заглянуть внутрь - все до боли знакомое
И стоит признаться, что далеко не все дома восстановлены
А вот этот дом с подъемником в плачевном состоянии - один из самых старых в городе
Между домами заросли хмеля. Когда-то годок славился своими пивом, который варили в 50 пивоварнях (на 1718 год). Но уже к 1939 году их количество сократилось до одной единственной (критиков прошу обратить внимание, что на тот момент это территория Пруссии).
Заросли хмеля пробиваются сквозь кирпич
Сделав небольшой кружок мы вновь возвращаемся на главную площадь. По другую ее сторону реставрация еще не началась
Одно из немногих советских зданий в этой части города
Рядом с замковой мельницей расположены и сами
остатки замка, правда, и туда реставрация еще не дошла
Есть надежда, что через пару лет Железнодорожный будет больше похож на Гердауэн, чем на "Железнодорожный".