Сан-Паоло-фуори-ле-Мура - одна из главных христианских святынь Рима

Aug 03, 2022 23:23

По центру Рима можно гулять днями, находя все новые и новые достопримечательности. Однако далеко не все самое интересное расположено в центре. За старыми городскими стенами расположена базилика Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, что переводится как Базилика Святого Павла за городскими стенами. При этом это часть Ватикана и один из старейших и самых почитаемых храмов в христианстве.



Так далеко от центра города (античного, средневекового и современного) базилика появилась не просто так. Считается, что именно тут был захоронен апостол Павел после его казни. В 324 году здесь была освящена первая базилика, построенная по указанию императора Константина. Однако вскоре базилику посчитали слишком маленькой для такого значимого места и в 390 году здесь появилась базилика, простоявшая следующие 1.5 тысячи лет. В тот момент этот храм был намного больше Собора Святого Петра в Ватикане. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура быстро стал одним из центров паломничества, обязательным пунктом маршрута при посещении Рима.



Гравюра 1754 года

В следующие столетия храм продолжали украшать и дополнять. И базилика могла бы стать одним из древнейших храмов, которые ни разу не перестраивались, но в 1823 году при ремонте кровли случился сильный пожар, который практически полностью уничтожил святыню. Спасти удалось немногое. Папа Лев XII обратился к христианам с просьбой помочь восстановить храм. Откликнулся даже русский царь Николай I, приславший для отделки малахит и лазурит. В 1854 году новая базилика, встроенная в старое основание, была освящена, но еще несколько десятков лет шли работы по внутренней отделке базилики. Сейчас храм является Объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и одной из четырех Великих базилик Рима.



Изображение базилики после пожара

Чтобы сюда попасть придется проехаться на метро на юг мегаполиса, не очень далеко, да и станция так и называется - Basilica S.Paolo.









Кампанила





Фасад базилики, перед которой расположена статуя Апостола Павла

Строение храма типично для первых базилик и достаточно простое - 5 нефов, разделенных 150 колоннами.



Короткий трансепт отделен триумфальной аркой Галлы Плацидии. Галла - сестра императора Гонория, при котором было завершено строительство сгоревшего храма, она заказала мозаичный декор базилики. И вот эта мозаика сохранилась. Она же придумала надписи, украшающие кромку портика. Первая: «Teodosius cepit perfecit Onorius aulam doctoris mundi sacratam corpore Pauli» (Феодосий начал, Гонорий завершил этот храм, освящённый святым телом Павла, учителем мира), вторая: «Placidiae piа mens operis decus homne paterni caudet pontificis studio splendere Leone» (Благочестивый ум Плацидии радуется приличию работы своего отца во всём великолепии благодаря заботе понтифика Льва).



Сразу за аркой находится готический киворий, украшающий алтарь. Киворий над алтарным престолом указывает на его символическое значение как гроба Господня
- места, где упокоился и воскрес Спаситель. Он также сохранился со времен второго храма. Он был создан в 1285 году





Перед киворием в полу лестница и через решетку можно увидеть надгробие, где по преданию хранятся мощи апостола Павла. Мраморный саркофаг не пострадал во время пожара, хотя был основательно засыпан и отрыт только в 2005 году. По словам Папы Римского Бенедикта, ученые проводили исследование мощей в саркофаге, не вскрывая его. Там находятся остатки человека, жившего между I-II вв нашей эры, что соответствует времени жизни апостола.



Тут же находится и небольшой сохранившийся кусочек самого первого храма, он скрыт под стеклом в полу



Еще один ценный элемент декора храма - пасхальный канделябр 1170 года создании



Мраморная колонна имеет высоту 5.6 метров



За киворием с алтарем находится единственная апсида храма







Особенно изящным элементом храма является деревянный потолок, богато украшенный резными элементами в золоте





Чуть ниже сводов находится 36 картин в виде фресок, изображающие жизнь апостола Павла. А под ними, на протяжении всего храма, расположены медальоны, изображающие всех Римских Пап. Изображения мозаичные, как и было принято до пожара







Завершаются медальоны изображением действующего папы, в нашем случае Франциска I. Его образ днем и ночь освещает специальный прожектор. Для последующих пап оставлено место. Но есть поверье, когда места для нового изображения не останется, наступит Судный день





путешествия, храмы, Италия

Previous post Next post
Up